Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие школы и институтов социального воспитания.docx

— 112.74 Кб (Скачать)

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности. Современная воспитательная система – это уже не только приведенная в систему воспитательная работа, представленная набором технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования. Подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах,  падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы.  

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально  открытого уклада школьной жизни. Категория  «уклад школьной жизни»[1] является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни  в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры,  несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

В основе программы воспитания и  социализации учащихся начальной школы  и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать  ценности через деятельность и оценивать  деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и  социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно  межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования  и т. д., обеспечивающая поддержку  духовно-нравственного развития ребенка;

социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни,  в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации младших школьников. Аксиологический подход  является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход[2] в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что  воспитание как деятельность принципиально  не может быть локализовано или сведено  к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все  виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной области, как-то: «Духовно-нравственная культура», «Этика», «Азбука нравственности» и т.д. Последние необходимы как компоненты единого системно-деятельностного пространства духовно-нравственного развития ребенка.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ,  Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея выражена в форме Стандарта как общественного договора, а механизмами ее реализации в Концепции являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации. 

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. 

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений  воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют: 

соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход); 

многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

содержание в каждой программе  ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих  базовых ценностей.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в  ней же получает свое относительное  завершение, но уже как в реально  действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер воспитания и  социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного  педагогом, принимаемого обучающимся  и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание  есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через  вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.

Каждая из базовых ценностей, педагогически  определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к  содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов  учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно  значимой деятельности интегрируется  вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно  раскрываются в этом содержании.

Базовые ценности не локализованы в  содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной  деятельности. Они пронизывают все  учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей  создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры  между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и  обществом, школой и жизнью.

Три вышеперечисленных подхода  определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад  формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог.

Младший школьник испытывает большое  доверие к учителю. Для ребенка  слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью  формирует устойчивые представления  ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между  людьми. Характер отношений между  педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Учитель и родители подают ребенку  первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это  персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад  жизни младшего школьника был  наполнен множеством примеров нравственного  поведения. Они широко представлены в отечественной и мировой  истории, истории и культуре традиционных российских религий, литературе и  других видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений воспитания и социализации должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни. Примеры надо находить не только в прошлом, но и в настоящем. Большое значение имеет общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем примерам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Информация о работе Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений