Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:30, реферат
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения.
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества
жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых
людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение
насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных
институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому
изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
1.СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ.
Институт (от лат. Institutum — установление)
— понятие, используемое в большинстве
социологических теорий для обозначения
устойчивого комплекса формальных и неформальных
правил, принципов, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности
и организующих их в систему ролей и статусов.
Мы пользуемся понятием «социальный институт»
в том случае, если рассматриваем крупные
группировки формальных ролей. Так, понятие
«институт материального производства»
подразумевает не конкретную социальную
организацию одного из предприятий, а
комплекс норм, реализующихся во множестве
социальных организаций, предприятий,
выпускающих материальную продукцию .
Среди социологов широко распространена
точка зрения, что «институт» — одна из
базисных дефиниций, выражающих самую
сущность упорядоченной социальной жизни.
Традиция такого подхода идет еще от Г.
Спенсера, считавшего, что изучение институтов
есть изучение строения и развития общества,
анализ возникновения, роста, изменений,
сломов, а следовательно, оно и составляет
сущность социологии как науки. Институционалисты
(в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование
институтов в качестве главной задачи
всех общественных наук. Разрабатывая
понятие института, представители этого
направления трактовали его как группу
людей, объединенных какими-либо идеями
для выполнения каких-либо функций, а в
формализованном, категориальном виде
— как систему социальных ролей, организующую
систему поведения и социальных отношений.
Как и многие другие базовые научные понятия,
«институт» трактуется в литературе широко
и неопределенно. Тем не менее, в качестве
определяющей черты институционального
взаимодействия можно отметить организованность,
а важнейшими элементами институциональной
структуры считать социальные нормы,роли,ожидания.
Социальный институт обозначает устойчивый
комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности
и организующих их в систему ролей и статусов,
образующих социальную систему. Социальные
институты—великое социальное изобретение
человека, не только обеспечивающее достижение
главных преимуществ социального (предсказуемость,
надежность, регулярность и т. д.), но и
дают основание надеяться на то, что та
или иная потребность так или иначе удовлетворяется
и цель достигается на качественном уровне.
Если человек тысячами невидимых нитей
связан с людьми, с обществом, то в системе
социальных связей социальные институты
наиболее крепкие, мощные канаты, которые
предопределяют жизнеспособность системы
социальных связей, системы социальных
действий. Именно решающим фактором, определяющим
уровень жизнедеятельности индивида,
социальной общности есть утверждающийся,
отлаженный и регулярный, то есть институциональный
аспект социальной жизни .
В повседневной жизни социальные связи,
действия между людьми достигаются через-
социальные институты.
Во-первых, особым типом регламентации
регулирования взаимоотношений, механизмами
регуляции социальных институтов более
жёстко обеспечивается регулярность,
большая четкость, высокая предсказуемость
и надежность функционирования социальных
связей.
Во-вторых, четким распределением функций,
прав и обязанностей участников взаимодействия.
Каждый выполняет свои функции, а потому
и каждый другой имеет достаточно надежные
и обоснованные ожидания. Если же не соблюдаются
обязанности, то принимаются санкции,
а отсюда поведение индивида в пределах
социального института обладает большей
предсказуемостью, а деятельностью социальных
институтов — регулярностью самовозобновляемостью.
В-третьих, регулярность и самовозобновляемость
большинства социальных институтов обеспечиваются
также обезличенностью требований к тому,
кто включается в деятельность социального
института, а выполнение определенного
круга обязанностей ведет к разделению
труда и профессио нализации выполнения
функций и т. д..Для выполнения своих функций
социальный институт имеет учреждения,
в пределах которых организуется деятельность
людей, осуществляется управление социальными
действиями, связями контролируется их
деятельность и т. п. Каждый социальный
институт обладает необходимыми средствами,
ресурсами и т. п. Социальный институт
здравоохранения обладает такими учреждениями
как больницы, поликлиники, профилактории,
санатории, имеет свои органы управления.
Для деятельности системы здравоохранения
нужны ресурсы (помещения, медицинское
оборудование, квалификация врачей, доверие
со стороны клиентов и т. д.) .
Институализированные социальные связи
бывают формальные и неформальные.
Формальные социальные институты имеют
общий признак — взаимодействие между
субъектами осуществляется на основе
формально оговоренных правил, законов,
регламентов, положений и т. п. Формальные
социальные институты играют важную роль
в упрочении общества. Неформальные социальные
институты хотя и регламентируются в социальных
действиях, связях, но не оформлены законом
. Неформальные социальные институты основаны
на тесных личных связях, взаимных симпатиях,
непосредственном общении, общности действия,
стремлении, чувств, интересов. Социальный
институт и социальный контроль здесь
осуществляется с помощью неформальных
санкций — моральных норм, обычаев, традиций
и т. п.
Социальные институты различаются по
типу потребностей решаемых ими задач.
Экономические институты, то есть наиболее
устойчивые, со строгой регламентацией
социальных связей в сфере хозяйственной
деятельности (производство, распределение
благ и услуг, регулирование денежного
обращения, организация и разделение труда,
трудовая деятельность, рынок, собственность
и т. п.).
Политические институты, то есть социальные
институты связанные с завоеванием власти,
ее осуществлением и распределением, обеспечением
функционирования общества, как целостности:
государство, армия, административные
органы и средства, политические партии
и движения, объединения .Здесь распространены
определенные формы деятельности: митинги,
демонстрации, выборы и т. п.
Институты, культуры и социализации—наиболее
устойчивые, четко регламентированные
формы взаимодействия по поводу укрепления,
создания и распространения культуры,
социализации личности, овладения ими
культурных ценностей общества (семья,
образование, наука, художественные учреждения
и т. п.). В современных развитых обществах
доминирующими выступают институты науки
и, массового высшего образования, которые
обеспечивают интернализацию ценностей
компетентности, независимости личной
ответственности и рациональности .
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то
социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Т.о. мы видим , что термин «социальный институт» может иметь разные
определения:
Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих
определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей,задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять
фундаментальные потребности общества.
Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт – это организованная система связей и социальных
норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества.
2.Эволюция социальных институтов.
Процесс институционализации, т.е. образования социальногоинститута, состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности,
удовлетворение которой требует
совместных организованных
-формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного
социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и
ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т.е. их
принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил,
дифференцированность их
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без
исключения членов института.
Зарождение
и гибель социального
примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ
ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или
принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
3.ВИДЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ.
Все социальные институты
обычно подразделяют на главные и
неглавные. Вторые скрываются внутри первых,
представляя собой более мелкие
образования.
Неосновные институты называют еще общественными
практиками.У каждого главного института
есть свои системы наработанных практик,
методов, приемов, процедур.Так, экономические
институты не могут обойтись без таких
механизмов и практик, как конвертация
валюты, защита частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка
и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Внутри института семьи и брака
находятся институты отцовства и материнства,
наследования социального статуса родителей
и т.д.
К неглавным политическим институтам
относятся, например, институты судебной
экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства,
адвокатуры, присяжных, судебного контроля
за арестами, судебной власти, президентства
и т.д.
Повседневные практики, помогающие организовать
согласованные действия больших групп
людей, вносят всоциальную реальность
определенность и предсказуемость, благодаря
чему поддерживают существование социальных
институтов.
Ч.Миллс насчитывал в современном обществе
пять институциональных порядков, фактически
подразумевая под этим главные институты:
-кономические–
институты, организующие хозяйственную
деятельность;
-политические–
институты власти;
-семейные– институты,
регулирующие половые отношения, рождение
и социализацию детей;
-военный– институты,
осуществляющие защиту членов общества
от физической опасности;
-религиозные–
институты, организующие коллективное
почитание богов.
Социальные институты также
1)Экономическо-социальные
институты— собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения
различного типа — их назначение в том,
что они обеспечивают распределение индивидов
в системе общественной организации труда
и в системе отношений собственности;
контролируют процесс распределения,
регулируют денежное и товарное обращение.
2)Политические институты—
государство, партии, профсою-
зы и другого рода общественные организации,
преследующие поли-
тические цели, направленные на установление
и поддержание опре-
деленной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую
систему данного общества. Обеспечивают
воспроизводство идеологических ценностей,
стабилизируют социальные структуры.
3.)Социокультурные
и воспитательные институты ставят
целью освоение и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей, включение
индивидов в определенную субкультуру,
а также социализацию индивидов через
усвоение устойчивых социокультурных
стандартов поведения и, наконец, защиту
определенных ценностей и норм.
3.)Нормативно-ориентирующие
институты— механизмы морально-этической
ориентации регуляции поведения индивидов.
Их цель — придать поведению и мотивации
нравственную аргументацию, этическую
основу. Эти институты утверждают в сообществе
императивные общечеловеческие ценности,
специальные кодексы и этику поведения.
4.)Нормативно-санкционирующие
институты— осуществляют общественно-социальную
регуляцию поведения на основе норм, правил
и предписаний, закрепленных в юридических
и административных актах. Обязательность
норм обеспечивается принудительной санкцией.
5.)Церемониально-символические
и ситуационно-конвенциональные институты.Эти
институты основаны на более или менее
длительном принятии конвенциональных
(по договору) норм, их официальном и неофициальном
закреплении. Эти нормы регулируют повседневные
контакты, разнообразные акты группового
и межгруппового поведения. Они определяют
порядок и способ взаимного поведения,
регламентируют методы передачи и обмена
информацией, приветствия, обращения и
т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность
каких-то объединений.
3.1 Каждый
институт выполняет свою, характерную
для него социальную функцию.
Функция социального
институт– это та польза, которую он
приносит обществу, т.е. это совокупность
решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых
услуг. Эти функции очень многообразны.Основной
содержательной функцией каждого конкретного
социального института, является удовлетворение
тех социальных потребностей, ради которых
он сформировался и существует. Однако
для осуществления этой формулы каждый
институт выполняет в отношении своих
участников функции, обеспечивающие социальные
связи и отношения людей, стремящихся
к удовлетворению потребностей. В этом
плане следует назвать пять основных функций:1.
Функция определения, закрепления
и воспроизводства связей и отношений.Каждый
институт вырабатывает систему ценностей,
норм и образцов поведения, закрепляющих,
стандартизирующих поведение своих членов,
делающих это поведение предсказуемым.
В рамках данного института вырабатывается
определенный социальный контроль, который
обеспечивает порядок и рамки, в которых
должна протекать деятельность, связи
и отношения каждого члена института.2.
С этой функцией тесно связана регулятивнаяфункция,
которая состоит в том, что социальный
институт обеспечивает регулиро-вание
взаимоотношений между членами общества
путем выработкиценностей, норм и образцов
поведения. Эта функция охватывает всехчленов
общества. Каким видом деятельности он
ни занимался, в какойплоскости ни осуществлялись
бы связи и отношения, человек всегдасталкивается
с институтом, регламентирующим его поведение
в этой области и сфере отношений.3.Интегративная
функция включает в себя процессы сплочения,
взаимозависимости и взаимоответственности
членов социальных групп, общностей, происходящих
под воздействием институциональных норм,
правил, санкций и систем ролей. Интеграция
в институте сопровождается упорядочиванием
системы взаимодействий, увеличением
объема и частоты контактов.
4.Коммуникативная
функция осуществляется на основе личного
взаимодействия и обмена информацией.
Коммуникативные связи членов института
имеют свою специфику. Это формализованные
связи, осуществляемые через систему институциализированных
ролей. Информация, произведенная в институте,
распространяется как внутри института
с целью управления и контроля за соблюдением
норм, так и во взаимоотношениях между
институтами.
5.Транслирующая
функция проявляется в порядке социаль-
ного опыта. Каждый институт обладает
определенным механизмом,
позволяющим индивидам социализироваться
на основе усвоения его ценностей, норм
и образцов поведения.
Наряду с явнымифункциями социальных
институтов существуют скрытые, латентные,функции. Это
побочные, косвенные результаты функционирования
социальных институтов. Так один из основоположников
учения о социальных институтах Торстейк
Веблен указывал, что основная функция
экономического института — производство
предметов потребления для удовлетворения
жизненно-важных потребностей в обеспечении
пищей, жильем и т.д. Однако материальные
блага, производимые в результате функционирования
данного института, могут удовлетворять
потребность в престиже. Точно так же к
явным функциям института образования
относятся приобретение знаний, подготовка
к будущей профессиональной деятельности
и т.д. Но у института образования есть
и скрытые функции: приобретение определенного
социального статуса, позволяющего человеку
, получившему хорошее образование, подняться
на более высокую ступеньку в социальной
лестнице .
Каждый социальный институт эффективно
выполняет свои функции в обществе при
следующих условиях:
1. Четкое определение цели и круга выполняемых
действий или же объема функций. Если функции
того или иного института определены нечетко,
он не может включиться в глобальную систему
институтов данного общества и наталкивается
на различные противодействия.
2.Деперсонализация действий.
Предполагается, что официальные
лица, представляющие институт, будут
выполнять свои функции в
3.Признание и престиж, каким должен обладать
социальный институт в глазах общества
или преобладающей его части.
4.Бесконфликтное включение в общую систему
институтов.
Невозможен, например, механический перенос
политического института западной демократии
в общество, где преобладают родовые, племенные
связи.
Нарушение нормального взаимодействия
с социальной средой, в качестве
которой выступает общество или
сообщество, называется дисфункциейсоциального
института. Как отмечалось ранее, основой
формирования и функционирования конкретного
социального института является удовлетворение
той или иной социальной потребности.
В условиях интенсивного протекания общественных
процессов, ускорения темпов социальных
перемен может возникнуть ситуация, когда
изменившиеся общественные потребности
не находят адекватного отражения в структуре
и функциях соответствующих социальных
институтов. В результате в их деятельности
может возникнуть дисфункция. С содержательной
точки зрения, дисфункция выражается в
неясности целей деятельности института,
неопределенности функций, в падении его
социального престижа и авторитета, вырождении
его отдельных функций в «символическую»,
ритуальную деятельность, то есть деятельность,
не направленную на достижение рациональной
цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального
института является персонализация его
деятельности. Социальный институт, как
известно, функционирует по своим, объективно
действующим механизмам, где каждый человек,
на основе норм и образцов поведения, в
соответствии со своим статусом, играет
определенные роли. Персонализация социального
института означает, что он перестал действовать
в соответствии с объективными потребностями
и объективно установленными целями, меняя
свои функции в зависимости от интересов
отдельных лиц, их персональных качеств
и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность
может вызвать к жизни стихийное появление
нормативно неурегулированных видов деятельности,
стремящихся восполнить дисфункцию института,
однако за счет нарушения существующих
норм и правил.
В своих крайних формах активность подобного
рода может выражаться в противоправной
деятельности. Так, дисфункция некоторых
экономических институтов является причиной
существования так называемой «теневой
экономики», выливается в спекуляцию,
взяточничество, кражи и т. п. Исправление
дисфункции может быть достигнуто изменением
самого социального института или же созданием
нового социального института, удовлетворяющего
данную общественную потребность.