Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения.

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

 

4.Институт как нормативная система

 

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной  структурой общества.

Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все  части которой связаны друг с  другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие  сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.

Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие  цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская  или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени, именно благодаря прочности своей  нормативной системы. Благодаря  ей сохранилось духовное единство нации, этическое самосознание и способность  народа к постоянному творческому  поиску.

В начале 20 века Т. Веблен определил  социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ  мысли и образ жизни людей  и которые передаются из поколения  в поколение. Многие современные  социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил- регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Обычаи представляют собой  образцы поведения, сохранившиеся  на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной  частью жизни, что их редко замечают.

Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание  здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся  обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные – привычками.

Усвоение культурных обычаев  начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.

Нравы – это строго соблюдаемые  и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они  сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным  и осуждается обществом.

Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком  прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями  и не и не касались важных сфер человеческого  поведения, в отличие от обычаев  и нравов. Их сфера – область  вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.

Этикет – кодекс вежливого  поведения. который часто путают с манерами. 
Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.

Традиции – можно уподобить  тенденциозно изложенной истории. Писаные  традиции передают истинную историю  в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда  говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность

 

 

   Заключение.

 

 Социальные институты  появляются в обществе как   крупные  непланируемые

продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в  социальных  группах пытаются реализовать  свои потребности сообща  и  ищут  для  этого  различные способы. В ходе  общественной  практики  они  находят  некоторые  приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые  постепенно через  повторение  и  оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя  некоторое  время эти  шаблоны  и  образцы  поведения  поддерживаются  общественным  мне-нием,принимаются  и  узакониваются.  На  этой  основе   разрабатывается система санкций.  Так,  обычай  назначать  свидание,  будучи   элементом института ухаживания,  развивался  как  средство  выбора  партнера.  Банки  - элемент института бизнеса развивались как  потребность  в  накоплении,  перемещении,займах и откладывании денег и в результате  превратились  в  самостоятельный институт. Время от времени члены .  общества  или социальной  группы  могут собирать,  систематизировать   и   давать   легальное   подтверждение   этим практическим навыкам и образцам, в результате чего  институты изменяются  и развиваются.

      Исходя  из  этого  институционализация   представляет   собой   процесс

определения  и  закрепления  социальных  норм,  правил,  статусов  и  ролей,

приведение  их  в  систему,  которая  способна  действовать  в   направлении

удовлетворения некоторой  общественной  потребности. 

Институционализация  -это  замена  спонтанного  и  экспериментального  поведения  на  предсказуемое  поведение,   которое    ожидается,    моделируется,    регулируется.  Так,прединституциональная фаза  общественного  движения  характерна  спонтанными протестами  и  выступлениями,  беспорядочным   поведением.   Появляются   на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения;  их  появление  зависит  в основном от энергичных призывов.

                                

  Каждый день возможна  новая авантюра, каждое  собрание  характеризуется

непредсказуемой  последовательностью  эмоциональных  событий,   в   условиях которых человек не может  представить себе, что он будет  делать дальше.

      При   появлении  институциональных   моментов  в  общественном  движении начинается формирование определенных правил и  норм  поведения,  разделяемых большинством  его  последователей.  Назначается  место  сбора  или  митинга, определяется  четкий  регламент  выступлений;   каждому   участнику   даются инструкции, как нужно себя вести в  той  или  иной  ситуации.  Эти  нормы  и правила  постепенно  принимаются  и  становятся  само  собой  разумеющимися.Одновременно начинает складываться  система  социальных  статусов  и  ролей.

Появляются  устойчивые  лидеры,  которые  оформляются  официально,  согласнопринятому  порядку  (например,  выбираются  или  назначаются).  Кроме  того,каждый  участник  движения  обладает  определенным  статусом   и   выполняет соответствующую  роль:  он  может  быть  членом   организационного   актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором  или  идеологом и т.д. Возбуждение  постепенно  ослабляется  под  воздействием  определенных норм,  и  поведение  каждого  участника   становится   стандартизованным   и предсказуемым.  Появляются   предпосылки   для   организованных   совместных действий. В итоге  общественное  движение  в  большей  или  меньшей  степени институционализируется.

      Итак, институт - это  своеобразная  форма   человеческой  деятельности,

основанной на четко разработанной  идеологии, системе правил и норм, а  также

развитом  социальном   контроле   за   их   исполнением.   Институциональная

деятельность   осуществляется   людьми,   организованными   в   группы   или

ассоциации, где проведено  разделение на статусы  и  роли  в  соответствии  с

потребностями данной социальной группы  или  общества  в  целом.  Институты,таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Социология: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1998. 
2. Социология: Учебное пособие / под ред. Волкова Ю.Г. – Ростов-н/Д, 1999. 
3.Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М.,

1999. 
4. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. -

М., 2000. 
5.Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова 
М., 1995


Информация о работе Социальные институты