При разработке образовательным учреждением
программы воспитания и социализации
учащихся начальной школы рекомендуется
отразить в ней национальный воспитательный
идеал. Целесообразность такого шага диктуется
полисубъектностью современного процесса
воспитания и социализации ребенка. В
этом процессе активно участвуют не только
традиционные субъекты (семья и школа),
но и различные общественные, культурные,
религиозные организации, СМИ и иные субъекты
влияния. Важно обеспечить согласованность
действий между этими субъектами влияния
в решении принципиального вопроса о том,
на воспитание какого человека направлены
непосредственные или опосредованные
их усилия.
Педагогическое сообщество, общеобразовательная
школа способны взять инициативу в
определении национальных педагогических
приоритетов. При этом национальный воспитательный
идеал должен стать принципиальной основой
социального партнерства как способа
взаимодействия субъекта образовательного
процесса с другими субъектами воспитания
и социализации детей и молодежи.
На основе национального воспитательного
идеала формулируется основная педагогическая
цель – воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России.
Основное содержание национального
воспитательного идеала и основной
педагогической цели определяет Закон
«Об образовании»
(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2). Образовательное
учреждение может корректировать содержание
воспитательного идеала и цели, основываясь
на иных законодательных актах Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации,
с учетом этнических, культурных, социальных
и иных региональных условий организации
воспитания и социализации обучающихся.
На основе национального воспитательного
идеала, важнейших задач духовно-нравственного
воспитания российских школьников, приведенных
в Концепции, а также с учетом
«Требований к результатам освоения
основной образовательной программы
начального общего образования», установленных
Стандартом, определены общие задачи
воспитания и социализации младших
школьников:
В области формирования
личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования
социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования
семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может
конкретизировать общие задачи воспитания
и социализации младших школьников
для более полного достижения
национального воспитательного
идеала с учетом национальных и региональных
условий и особенностей организации
образовательного процесса, потребностей
обучающихся и их родителей.
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Содержанием духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации
являются ценности, хранимые в религиозных,
этнических, культурных, семейных, социальных
традициях и передаваемые от поколения
к поколению. В Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников приведена
система базовых национальных ценностей.
Критерием их систематизации, разделения
по определенным группам были выбраны
источники нравственности и человечности,
т. е. те области общественных отношений,
деятельности, сознания, опора на которые
позволяет человеку противостоять разрушительным
влияниям и продуктивно развивать свое
сознание, жизнь, систему общественных
отношений. Традиционными источниками
нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Перечень базовых национальных
ценностей, приведенный в Концепции
духовно-нравственного воспитания
российских школьников, является обязательным.
Образовательное учреждение при разработке
собственной программы воспитания и социализации
школьников может вводить дополнительные
ценности, не противоречащие установленным
в Концепции и способствующие более полному
раскрытию национального воспитательного
идеала в учебно-воспитательном процессе.
Также с учетом возрастных и индивидуальных
характеристик обучающихся, их потребностей
и запросов родителей, региональных условий
и других особенностей протекания образовательного
процесса образовательное учреждение
может делать упор в воспитании на особые
группы базовых национальных ценностей.
При этом важно, чтобы школьники получали
представление обо всей системе национальных
ценностей, могли видеть, понимать и принимать
духовно-нравственную культуру российского
общества во всем ее социокультурном многообразии
и национальном единстве.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Общие задачи воспитания и социализации
учащихся начальной школы классифицированы
по направлениям, каждое из которых, будучи
тесно связанным с другими, раскрывает
одну из существенных сторон духовно-нравственного
развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания
и социализации обучающихся основано
на определенной системе базовых
национальных ценностей и должно
обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации
учащихся начальной школы в перспективе
достижения общенационального воспитательного
идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему
народу, к своей малой родине; служение
Отечеству; правовое государство; гражданское
общество; долг перед Отечеством, старшими
поколениями, семьей; закон и правопорядок;
межэтнический мир; свобода и ответственность;
доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл
жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; любовь; почитание родителей;
забота о старших и младших; свобода совести
и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной
жизни человека и общества, религиозной
картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание;
истина; созидание; целеустремленность;
настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье
социальное (здоровье членов семьи и школьного
коллектива), активный, здоровый образ
жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная
природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный
мир человека; эстетическое развитие;
художественное творчество.
В соответствии с указанными основными
направлениями и их ценностными
основаниями задачи, виды и формы
деятельности конкретизируются для
работы в начальной школе. Образовательное
учреждение может отдавать приоритет
тому или иному направлению воспитания
и социализации, выделяя его для
себя как ведущее. При этом важно
помнить, что Стандарт и Концепция,
согласно Закону «Об образовании»,
устанавливают в качестве важнейшей
цели образования духовно-нравственное
развитие личности в контексте становления
ее гражданственности. Поэтому все
направления воспитания и социализации
важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных
и культурных традиций.
4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
4.1. Современные особенности
воспитания и социализации учащихся начальной
школы
Учащиеся начальной школы требуют
особого педагогического внимания.
С первых дней пребывания в школе
формируется их отношение к школе,
образованию в целом, педагогам и
сверстникам, вырабатываются основы их
социального, гражданского поведения,
характер их трудовой, общественной, творческой
деятельности. Необходимо также учитывать
принципиально новые условия жизнедеятельности
современного ребенка, о которых педагоги
еще два - три десятилетия назад даже не
догадывались. Учет этих условий требует
существенной корректировки подходов
к организации воспитания и социализации
обучающихся.
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
- В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.