Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие школы и институтов социального воспитания.docx

— 112.74 Кб (Скачать)

Воспитание и социализация требуют  внимательного отношения к каждому  ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель  через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную  деятельность. Система ценностных установок  личности осознаваема ею и всегда индивидуальна.  Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. 

Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать  и стимулировать стремление ребенка  включиться в посильное решение  проблем школьного коллектива, своей  семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно  полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Воспитание и социализация младших  школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное  будущее. В условиях изоляции мира детства  и виртуальной зрелости для детей  их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они  его не осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно  в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии  развлечений. Важным условием духовно-нравственного  развития и полноценного социального  созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

4.2.      Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы

Понимание современных условий  и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о  политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей  страны;

представления о символах государства  – Флаге, Гербе России, о флаге  и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное  учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о  возможностях участия граждан в  общественном управлении;

элементарные представления о  правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в  обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах  России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о  национальных героях и важнейших  событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни  России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором  находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать  в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления  о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих  обязанностей.

Воспитание  нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления  о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о  религиозной картине мира, роли православия  и других традиционных российских религий  в развитии российского государства, в истории и культуре нашей  страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам  и младшим;

установление дружеских взаимоотношений  в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему  живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое  состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в  содержании художественных фильмов  и телевизионных передач.

Воспитание  трудолюбия, творческого отношения  к учению, труду, жизни:

первоначальные представления  о ведущей роли образования, труда  и значении творчества в жизни  человека и общества;

первоначальные представления  о нравственных основах учебы, труда  и творчества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе  как виду творческой деятельности;

элементарные представления о  роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость  в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам  своего труда, труда других людей, к  школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и  учебе, небережливому отношению  к результатам труда людей.

Формирование  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о  единстве и взаимовлиянии различных  видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о  влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических  правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления  об оздоровительном влиянии природы  на человека;

первоначальные представления  о возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения, рекламы  на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание  ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным  явлениям и формам жизни, понимание  активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе  и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям  и животным; 

 

Воспитание  ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям  искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 

 

4.3.      Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание  гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений  о Конституции России, ознакомление с государственной символикой –  Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится  образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного  учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных  людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического  долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой  родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых  игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих  экспедиций, изучения вариативных учебных  дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями  в истории нашей страны, содержанием  и значением государственных  праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных  фильмов, участия в подготовке и  проведении мероприятий, посвященных  государственным праздникам);

знакомство с деятельностью  общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских  движений, организаций, сообществ, с  правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных  фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического  содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр  на местности, встреч с ветеранами и  военнослужащими;

получение первоначального опыта  межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями  разных народов России, знакомство с особенностями их культур и  образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с  выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших  собой достойные примеры гражданственности  и патриотизма. 

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления  о базовых ценностях отечественной  культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных  предметов, бесед, экскурсий, заочных  путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные  постановки, литературно-музыкальные  композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений  об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных  предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию  и с согласия родителей с деятельностью  традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в  места богослужения, добровольного  участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с  религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о  нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих  школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами  поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие  и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных  фильмов, наблюдения и обсуждения в  педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта  нравственных взаимоотношений в  коллективе класса и школы - овладение  навыками вежливого, приветливого, внимательного  отношения к сверстникам, старшим  и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту  совместной деятельности;

Информация о работе Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений