Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие школы и институтов социального воспитания.docx

— 112.74 Кб (Скачать)

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений  о нравственных взаимоотношениях в  семье (участие в беседах о  семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта  позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и  презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю  семьи, воспитывающих уважение к  старшему поколению, укрепляющих преемственность  между поколениями).

Воспитание  трудолюбия, творческого отношения  к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных  дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной  школы получают первоначальные представления  о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и  общества:

участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

узнают о профессиях своих родителей  и прародителей, участвуют в организации  и проведении презентаций «Труд  наших родных»;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых  экономических игр, посредством  создания игровых ситуаций по мотивам  различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации  детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретают опыт уважительного и  творческого отношения к учебному труду (посредством презентации  учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном  труде);

учатся творчески применять  знания, полученные при изучении учебных  предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и  реализации различных проектов);

приобретают начальный опыт участия  в различных видах общественно  полезной деятельности на базе школы  и взаимодействующих с ней  учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие  народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и  учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах  с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду  и  жизни.

Формирование  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого  организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра  учебных фильмов, в системе внеклассных  мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями  профессий, предъявляющих высокие  требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов  и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально  пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого  воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений  о взаимосвязи, взаимозависимости  здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и  школьного коллектива) - в ходе бесед  с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в  рамках бесед с педагогами, школьными  психологами, медицинскими работниками, родителями).

Воспитание  ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений  об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

получение первоначального опыта  эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

получение первоначального опыта  участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном  участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных  клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических  центров, лесничеств, экологических  патрулей; участие в создании и  реализации коллективных природоохранных  проектов;

посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических  организаций;

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение элементарных представлений  об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур  народов России  
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

ознакомление с эстетическими  идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными  промыслами (в ходе изучения вариативных  дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой  деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками  культуры вблизи школы, посещение конкурсов  и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного  творчества, тематических выставок);

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в  том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском  ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную  погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие  в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов  о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту  окружающего  мира через художественные образы;

обучение видеть прекрасное в поведении  и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие  в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных  передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

получение первоначального опыта  самореализации в различных видах  творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в  системе учреждений дополнительного  образования);

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного  творчества, музыкальных вечеров, в  экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

получение элементарных представлений  о стиле одежды как способе  выражения внутреннего душевного  состояния человека;

участие в художественном оформлении помещений. 

 

5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ  ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ  УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Воспитание и социализация младших  школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Эффективность взаимодействия различных  социальных субъектов духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся  зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.  

 

5.1.      Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей  – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов  нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать  как одно из важнейших направлений  воспитания и социализации младших  школьников.

В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов  содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту  жительства. Сегодня этот опыт требует  переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического  взаимодействия семьи и школы. В  быстро меняющемся мире родители, чтобы  не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению  педагогической культуры родителей  основана на следующих  принципах:

–          совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–          сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–          педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–          поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–          содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–          опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов  деятельности школы по воспитанию и  социализации младших школьников, в  разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности  этих программ. Соответственно составной  частью содержания деятельности школы  по воспитанию и социализации обучающихся  является деятельность школы по повышению  педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям  возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения  квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и  социализации учащихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий  в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы  с планами воспитательной  работы  школы.  Работа  с  родителями,  как  правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Информация о работе Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений