Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:47, реферат
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.
Взаимодействие школы и
Стержневой проблемой
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.
Однако сам по себе досуг не является
показателем ценностей. Самое главное
заключается в характере его
использования, степени его социальной
насыщенности. Досуг может стать
могучим стимулом для развития личности.
В этом заключены его прогрессивные
возможности. Но досуг может превратить
в силу, калечащую личность, деформирующую
сознание и поведение, привести к
ограничению духовного мира и
даже к таким проявлениям
В этой связи особую актуальность
приобретает вопрос о соотношении
между направленным процессом социализации
и количественно преобладающим
стихийным воздействием на индивида.
К сожалению, чаще всего социализирующее
воздействие на детей, подростков и
юношество бывает случайным, мало организованным
в целостную систему в
Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в
социализации детей, подростков и юношества
имеет школа, где на различных
этапах в программу образования
включены предметы, способствующие осуществлению
этого процесса. В отдельных школах
факультативно преподаются
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность. Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат - безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий.
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем, параллельно с
всеобщей системой может существовать
специальная или дополнительная
система, обеспечивающая социализацию
подрастающего поколения в
При этом следует отметить, что процесс воспитания, «возделывания» формирующейся, развивающейся личности предпочтительнее осуществлять не разрывая ребенка на части - в клуб, спортшколу, техническую станцию и т.п., а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенах самой школы, но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно: педагог - ребенок - родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трех сторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения. С целью целостного «возделывания» ребенка необходимо достичь органического единства учебной и внеучебной работы посредством предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей, превратив школу в центр культурно-досуговой деятельности семьи в микрорайоне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Опыт работы лучших организаторов внеклассной и внешкольной работы убедительно показал своевременность и значимость этого шага. В школах, где еще недавно после занятий гасился свет, и закрывались двери актового и спортивного залов, а также прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, географии и т.д., сегодня заметно повысилась активность школьников в самой разнообразной внеурочной досуговой деятельности. Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в ряде школ Санкт-Петербурга, показала, что даже на уровне теперешнего кадрового обеспечения школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средств организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:
1.Организация художественно-
2.Развитие прикладного
3.Развитие физкультуры и
4.Организация работы с
а) по пропаганде педагогических знаний;
б) по организации семейного досуга
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации детей являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами в процессе взаимодействия школ и досуговых учреждений как институтов социального воспитания.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев В.И. диалектика
2. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г.
3. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М., 1982г.
4. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.
5. Мудрик А.В. Социализация и
воспитание подрастающего
Компоненты педагогической характеристики процесса социализации
Коренным вопросом всякой науки
является определение явлений и
процессов, попавших в ее «поле притяжения»
с помощью собственных
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка — с другой. Для педагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.
Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
1) широкие социальные влияния,
недостаточно организованные
2) спонтанные проявления, уловимые
только по их результатам в
социальном становлении (
Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути является более широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.
Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания. Педагогические доктрины эпохи тоталитарного общества всегда стремились создать жестко контролируемую, открыто направляемую систему воздействия на личность ребенка. В сознание огромного числа учителей и воспитателей вбивалось утверждение, что только целенаправленное и политически определенное воздействие, строгое единообразие организации воспитания по всем направлениям всестороннего развития личности, подчинение детей максимальному педагогическому контролю в семье, в школе, организация специальных воспитательных мероприятий как главных источников социальных идей для школьников позволит воспитать поколение, радующее взрослых своим поведением и жизненной позицией.
Информация о работе Взаимодействие школы и институтов социального воспитания - досуговых учреждений