Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

Социальные институты 

Общество формируется  из системы социальных институтов и  представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его  целостность как социальной системы. 

Социальный институт в социологической интерпретации  рассматривается как исторически  сложившиеся, устойчивые формы организации  совместной деятельности людей; в более  узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп  и личности. 

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. 

Все элементы общества связаны между собой общественными  отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. 

В процессе развития общества некоторые связи могут  отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в  дальнейшем повторяются из поколения  в поколение. Чем стабильнее эти  полезные для общества связи, тем  устойчивее само общество. 

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. 

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции  институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются). 

Потребности, которые  удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность  общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности  — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько  потребностей (церковь способна удовлетворять  собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность  — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться  искусством, наукой, религией и т.д.). 

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление  товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения  на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности  общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования. 

Структуру социального  института образуют:

социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

система символов, регулирующих отношения в экономической сфере  деятельности (торговая марка, флаг, бренд  и т.д.);

идеологические обоснования  деятельности социального института;

социальные ресурсы, используемые в деятельности института. 

К признакам социального  института относятся:

 совокупность  учреждений, социальных групп, целью  которых является удовлетворение  тех или иных потребностей  общества;

система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система поведения  в соответствии с этими нормами  и образцами;

материальные и  человеческие ресурсы, необходимые  для решения задач;

общественно признанная миссия, цель, идеология. 

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального  образования. Оно включает в себя:

преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений  и т.д.;

нормы поведения  студентов, отношение общества к  системе профессионального образования;

сложившуюся практику отношений между преподавателями  и студентами;

здания, аудитории, учебные  пособия;

миссию — удовлетворение потребности общества в хороших  специалистах со средним профессиональным образованием. 

В соответствии со сферами  общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг  и т.д.;

политические институты  — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

институты стратификации  и родства - класс, сословие, каста, половая  дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. 

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные  институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д. 

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального  института называется процессом  институционализации. 

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного  на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации  науки — это превращение науки  из деятельности одиночек в упорядоченную  систему отношений, включающую в  себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты 

К основным социальным институтам традиционно относят  семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции. 

Семья - важнейший  социальный институт родства, связывающий  индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. 

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене). 

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство  и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в  виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. 

Церковь - религиозный  институт, сформированный на основе единого  вероисповедания. Члены церкви разделяют  общие нормы, догматы, правила поведения  и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды  на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает  к культурным ценностям) и проч. 

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства). 

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права  регулирует поведение людей и  социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и  охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом). 

Все рассмотренные  выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы  к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма  познавательной деятельности или как  система знаний; семья — это  не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов 

Деятельность социального  института определяется:

во-первых, набором  специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

во-вторых, интеграцией  социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры  общества;

в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных  предписаний и осуществление  социального контроля. 

Важнейшими социальными  институтами являются:

государство и семья;

экономика и политика;

производство;

культура и наука;

воспитание;

СМИ и общественное мнение;

право и образование. 

Социальные институты  способствуют закреплению и воспроизводству  тех или иных особо важных для  общества социальных отношений, а также  устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной. 

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы  деятельности:

реляционные;

регулятивные. 

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.). 

Регулятивные институты  определяют границы независимости  личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты  государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. 

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов. 

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют  состояние морального устаревания  института, требующее его реорганизации  или углубленной специализации  деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся  во внедрении новых форм развития. 

Экзогенные институты  отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте  налогов под влиянием уровня налоговой  культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального  института. 

Функции социальных институтов 

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы  удовлетворять важнейшие потребности  и интересы общества. 

Экономические потребности  в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью  удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди  социальных потребностей занимает потребность  личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях. 

Информация о работе Социальные институты