Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Для выделения из
многообразия целей конечных употребляется
понятие «идеал». Идеал принадлежит
к формам опережающего отражения
действительности. Сама возможность
возникновения идеала содержится в
целеполагающей способности человеческого
сознания. Отдельный человек, социальная
группа, общество в целом прежде,
чем что-то создать, вырабатывают в
своем сознании модель будущего объекта,
определенную цель, достижению которой
подчиняют всю свою деятельность.
С одной стороны, идеал можно
рассматривать как отражение
наиболее существенных и значимых сторон
общественной практики определенных социальных
групп, классов, отражение коренных
тенденций, закономерностей и возможностей
развития, а с другой — как
главную оценочную категорию, определяющую
сознательные стимулы, доминирующий мотив.
Ценностное отношение
обретает своего рода самостоятельное
существование в виде социальной
нормы. В определенном смысле социальную
норму следует рассматривать
как следствие устойчивой, повторяющейся
оценки. Нормы являются тем средством,
определенной ступенью, которая сближает
ценностно-значимое, необходимое, должное
с жизнью, с практикой. Социальные нормы
— это исторически обусловленные общественным
бытием требования к деятельности и отношениям
индивидов, социальных групп, классов
и общественных институтов, выражающее
общественную необходимость организации
деятельности и отношений в соответствии
с объективными условиями. В них в большей
мере, чем в ценностях, присутствует приказной
момент, требование поступать определенным
образом. Одна из важных особенностей
воздействия социальных норм на деятельность
и общественные отношения состоит в том,
что их исполнение и предписание обеспечиваются
различными формами принуждения, начиная
от общественного и кончая государственным.
3) Третьим элементом
культуры можно назвать
Обряд — это совокупность
символических стереотипных коллективных
действий, воплощающих в себе те
или иные социальные идеи, представления,
нормы и ценности и вызывающих
определенные коллективные чувства. Сила
обряда в его эмоционально-психологическом
воздействии на людей. В обряде происходит
не только рациональное усвоение тех или
иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание
их участниками обрядового действия.
Обычай — воспринятая
из прошлого форма социальной регуляции
деятельности и отношений людей,
которая воспроизводится в
Традиции — элементы
социального и культурного
Сложная структура
культуры определяет и разнообразие
ее функций в жизни общества и
человека. Коротко охарактеризуем основные.
1. Главная функция
- человекотворческая, или гуманистическая
функция. Цицерон говорил о ней - "cultura
animi" - возделывание, взращивание духа.
Сегодня эта функция "возделывания"
духа человека приобрела не только важнейшее,
но и во многом символическое значение.
Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества
должны решать люди с обновленным духом,
иной волей к "преображению жизни".
Все остальные функции
так или иначе связаны с этой и даже вытекают
из нее.
2. Функция трансляции
(передачи) социального опыта. Ее
называют функцией
Однако культура
- это не некий "склад", "хранилище"
запасов социального опыта, а
средство объективной оценки, жесткого
отбора и активной передачи лучших
"образцов", имеющих действительно
непреходящее значение. Отсюда всякое
нарушение данной функции чревато
для общества серьезными, подчас катастрофическими
последствиями. Разрыв в культурной
преемственности обрекает новые
поколения на потерю социальной памяти
(феномен "манкуртизма") со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
3. Функция познавательная
(гносеологическая) тесно связана
с первой (человекотворческая) и, в известном
смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует
в себе лучший социальный опыт множества
поколений людей. Она (имманентно) приобретает
способность накапливать богатейшие знании
о мире и тем самым создавать благоприятные
возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, ч то общество интеллектуально
настолько, насколько используются богатейшие
знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества.
4. Регулятивная (нормативна)
функция связана прежде всего с определением
(регулированием) различных сторон, видов
общественной и личной деятельности людей.
В сфере труда, быта, межличностных отношений
культура так или иначе влияет на поведение
людей и регулирует их поступки, действия
и даже выбор тех или иных материальных
и духовных ценностей. Регулятивная функция
культуры поддерживается такими нормативными
системами как мораль и право.
5. Семиотическая
или знаковая (греч semenion - знак) функция
является важнейшей в системе культуры.
Представляя собой определенную знаковую
систему, культура предполагает знание,
владение ею. Без изучения соответствующих
знаковых систем овладеть достижениями
культуры не представляется возможным.
Так, язык (устный или письменный) является
средством общения людей. Литературный
язык выступает в качестве важнейшего
средства овладения национальной культурой.
Специфические языки нужны для познания
особого мира музыки, живописи, театра
(музыка Шнитке, супрематизм Малевича,
сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные
науки (физика, математика, химия, биология)
также располагают собственными знаковыми
системами.
6. Ценностная, или
аксиологическая (греч. axia - ценность) функция
отражает важнейшее качественное состояние
культуры. Культура как определенная система
ценностей формирует у человека вполне
определенные ценностные потребности
и ориентации. По их уровню и качеству
люди чаще всего судят о степени культурности
того или иного человека. Нравственное
и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей
оценки.
Методы обработки социологической информации
Анализ собранной социологической информации - самый увлекательный этап исследования. Здесь проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы, а иногда ждет и разочарование.
Для
начала группировка и
Простая
группировка - это классификация
или упорядочение данных по
одному признаку. Так, в зависимости
от гипотез можно
Перекрестная
группировка - это связывание
данных, предварительно упорядоченных
по двум признакам в таблицах.
Например, возраст мужа и возраст
жены в семейных парах или
отношение к проводимым в
Такая
группировка в некоторых
Далее возможны эмпирическая типологизация, поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а в нескольких измерениях одновременно. К примеру, в семейных парах возраст супругов анализируется в зависимости от национальности, места жительства, характера труда и т. п. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы - таксоны, например, по семейному положению, и затем анализируется их миграционное поведение, по характеру миг рационных потоков в зависимости от численности поселенческих образований (крупных, средних и малых городов, сел).
В
многомерной эмпирической
В
специальной литературе
Как
правило, социологи используют
стандартные компьютерные
В
зависимости от программных
Разумеется,
в нашей лекции даны лишь
общие подходы, которые
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Фэндом (англ. fandom —
фанатство) — сообщество поклонников,
как правило, определенного предмета (писателя,
исполнителя, стиля). Фэндом может иметь
определенные черты единой культуры, такие
как «тусовочный» юмор и сленг, схожие
интересы за пределами фэндома, свои издания
и сайты. По некоторым признакам фанатство
и различные увлечения могут приобретать
черты субкультуры. Так, например, произошло
с панк-роком, готической музыкой и многими
другими интересами. Однако большинство
фэндомов и хобби не образуют субкультур,
будучи сосредоточены только вокруг предмета
своего интереса.
Если фанатство чаще
всего связанно с отдельными личностями
(музыкальные группы, музыкальные исполнители,
известные художники), которых фанаты
считают своими кумирами, то субкультура
не зависит от явных или символических
лидеров, и на смену одному идеологу приходит
другой. Сообщества людей с общим хобби
(геймеры, хакеры, и т. п.) могут образовывать
устойчивый фэндом, но при этом не иметь
признаков субкультуры (общего имиджа,
мировоззрения, единых вкусов во многих
сферах).
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[3] В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.