Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры  прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы. 

С культурологической точки зрения символ и символизм  являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного  произведения. Символы субкультур —  это с одной стороны самоопределение  субкультуры среди множества  других культур, с другой стороны  связь с культурным наследием  прошлого

Примеры субкультур

Музыкальные субкультуры 

Одной из самых ярких  и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. 

Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников  рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения  перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура  битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное  движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны. 

В 1970-80-е вслед  за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни. 

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали  эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

Арт-субкультуры 

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений  определенным видом искусства или  Хобби.

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Также в последнее  время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей. 

Интернет-сообщество и интернет-культуры 

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно  Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

спортивные  субкультуры 
 
 

Субкультура – это  общность людей, чьи убеждения, взгляды  на жизнь и поведение отличны  от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие, как в случае с ЛГБТ, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась. 

Субкультуры могут  различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.  

Иногда определение  субкультуры может составлять некоторую  трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, тем круче он считается и тем лучше продается – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые стили, которые бы не вписывались в культуру широкого потребления.  

Музыкальные субкультуры  очень чувствительны к внешним  изменениям. Интересно, что практически  все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.  

Многие субкультуры  постоянно страдают от коммерческого  интереса, поэтому их поклонники стараются  хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс  помогает создать постоянный поток  стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить  в большой мир.  

Однако не все  субкультуры своей отличительной  чертой считают внешний вид. Очень  многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике  уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически  не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные  предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей  своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и  так далее.  

Считать принадлежность к субкультуре клеймом не стоит, если это не перерастает рамки  человеческого общества. Вызывающее поведение представителей некоторых  течений стало настолько стереотипным, что само название субкультуры стало нарицательным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимодействие экономики  и культуры позволяет выяснить связь  между характером экономических  преобразований, происходящих в стране, и механизмами социокультурной, т. е. ценностно-нормативной регуляции жизнедеятельности и поведения людей.

Социально-экономическое  развитие и другие перемены в обществе предполагают усвоение людьми новых  знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих передавать и распространять прогрессивный опыт и информацию для усвоения личностью. Такое регулирование облегчает и ускоряет усвоение ценностей и норм, что обеспечивает комфортное существование в изменившихся экономических условиях. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит внедрение механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих перестроить привычную установку ожидания государственных благ на проявление собственной активности и инициативы для обеспечения своего благополучия.

Различные способы  регулирования деятельности и поведения  людей рассматриваются как `традиционные` и `рациональные`. К традиционным относятся способы, регулирующие взаимоотношения людей во всех сферах жизнедеятельности через передачу знаний, ценностей, норм и образцов от поколения к поколению в устной форме, в виде обычаев и традиций. Ценности и нормы осваиваются в процессе деятельности и непосредственно в социальных отношениях людей. В процессе труда и быта передаются жизненный опыт, умения и навыки, взгляды на природу и общество, нормы взаимоотношений, критерии оценок окружающей действительности. Все это связано с народной культурой, хранительницей социокультурных ценностей, накопленных на протяжении многих столетий.

Взаимодействие  культуры и экономики.

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с  основным видом экономической деятельности того времени - земледелием.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию  «способ производства»,

В экономическую  культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся  совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический  способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально  выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь  людей.

В структуре экономической  культуры необходимо выделить главный  структурообразующий фактор. Таким  фактором является трудовая деятельность человека.

любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда.

Культура труда  включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом  создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Существует общая  тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит  свое выражение в использовании  новейшей техники и технологических  процессов, передовых приемов и  форм организации труда, внедрении  прогрессивных форм управления и  планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Длительное время  состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции  всех экономических показателей  к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность  экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить  нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно  новых черт экономической культуры современного общества. 
 
 
 

Составление опросного  листа (анкеты)  

Анкетирование –  в письменной форме фиксируется  последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии  опрашивающего так и заочно. 

Краткая структура: 

1. Название (соотв.  Теме социологического исследования). 

2. Обращение к  респонденту (стимулирование респондента  на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.). 

3 .Основная часть  (содержит последовательно сменяющие  друг друга вопросы, направленные  на получение необходимой информации). 

Основные требования к составлению анкеты: 

1.                             Количество вопросов не должно  переутомить респондента. 

3.                             Включить лишь те вопросы, которые  дают важную информацию для  исследования (при формулировке  вопроса учитываются: что нужно  узнать, зачем эта информация, как  сформулировать вопрос для получения  адекватногоответа). 

4.                             При формулировке вопросов не  следует использовать научные  термины и редко употребляемые  слова. 

5.                             Вопросы должны быть сформулированы  одинаково понятно для всех. 

Информация о работе Социальные институты