Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

6.                             Каждый вопрос должен соответствовать  критериям научности и литературной  грамотности. 

7.                             В вопросе два предложения  (сам вопрос и инструкция по  заполнению и ответу на вопрос). 

4. Заключительная  часть (сведения о респонденте). 

Основные виды анкетирования: 

1.     По  объему (сплошное, выборочное). 

2.     По  способу заполнения (прямое (заполняет  сам респондент), косвенное (заполняет  социолог)). 

3.     По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое). 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ  КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 
 

Г. Спенсер был  одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли [5]. Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших  сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры  и порядок в обществе, так как  они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и  делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость  поведения человека. Благодаря социальным институтам люди также имеют все  основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность  будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне. 

Совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения  в соответствии с этими правилами, — это социальный институт

\При рассмотрении общественного мнения как социального института, прежде всего, анализируются характеристики субъектов общественного мнения и субъектов власти, отношения  между ними. Эти отношения, в первую очередь, определяются характером власти и типом политического режима. Возможны три основные модели отношений: 

     1) субъекты  общественного мнения  предлагают  свои варианты решения  проблем,  а субъекты власти  не обращают  на это внимания (тоталитарные  и авторитарные  режимы);

2) субъекты власти  по мере возможностей  стараются  учитывать (или делают  вид,  что стараются) подобные  предложения  (либеральные системы  управления);

3) субъекты власти  полностью (естественно,  взвешено  и с учетом имеющихся  возможностей) учитывают предложенные  пути  решения проблем (демократические   общества). 

     Также  общественное мнение выступает  как  институт социального  контроля, заставляющий людей поступать,  так или иначе, из чувства  страха перед изоляцией  или  осуждением девиантного поведения. 

     При  рассмотрении общественного мнения  как состояния массового сознания  на первый план выдвигаются  проблемы его компетентности, социальной  направленности (консервативное оно  или новаторское), интенсивности,  стабильности и т.д. Изучаются  субъекты, объекты и  каналы  выражения общественного  мнения. 

  Субъектом общественного  мнения выступают  его «носители», как вся общность в целом,  так и важнейшие структурно  составляющие ее части, независимо  от содержания их суждений (за  или против, большинство это или  меньшинство).  

     Индивид  (например, политический лидер) не  может  быть носителем общественного  мнения, но может быть его выразителем.  Реальный субъект общественного  мнения может  сформироваться  только в условиях демократии  и при наличии гражданского  общества. 

     Объекты  общественного мнения. Одним из  глубочайших  заблуждений является  уверенность  в наличии у  населения общественного  мнения  по любому поводу. Далеко не  все  реальные факты, события  и идеи могут  выступать  в качестве объектов общественного   мнения. Феномену общественного  мнения присущ ряд ограничений  - это критерии, которым должны  соответствовать  вопросы, по  поводу которых может  формироваться  общественное мнение. 

     Критерий  «общественного интереса». Общественное  мнение высказывается не по  всем проблемам  общества, а  лишь по тем, которые  представляют  общественный интерес. Например, условия приема экзамена или  зачета по социологии не могут  выступать  объектом общественного  мнения, т. к. не вызывают общественный  интерес. 

     Критерий  «актуальности». Общественное мнение  возникает не только по проблемам,  вызывающим общественный интерес,  но и актуальным в данный  момент времени. Например, проблема  частной собственности  на  землю вызывали в нашей стране  общественный интерес всегда, но  до начала рыночных реформ  общественного  мнения по ней  не было, т. к. это не было  актуально. 

     Критерий  «дискуссионности». Общественное  мнение, как правило, формируется  в тех  случаях, когда возможны  альтернативные оценки, разные мнения. Абсолютные истины (например, Днепр  впадает в Черное море) не относятся  к суждениям  общественного  мнения. 

     Критерий  «компетентности». Общественное мнение, в отличие от, например, общественного   настроения - это всегда компетентное  суждение. Некомпетентность суждений, которые претендуют на статус  общественного  мнения, может  быть органичной и  неорганичной. Органичная некомпетентность связана  с тем, что общество в целом  не может компетентно судить  обо всех проблемах его жизнедеятельности  (это, в первую очередь касается  научных проблем, например - медицины  или экономики). Неорганичная некомпетентность  связана с недостаточной информированностью  общественности по данной проблеме, когда в принципе общественность  может получить и усвоить эту  информацию. 

     Каналы  выражения общественного мнения  делятся на три, кардинально  различающиеся  по своим информационным  свойствам, группы: 

     -  опосредованные  каналы выражения общественного  мнения, которые характеризуются  тем, что общественное мнение  распространяется через них опосредовано, через фигуру «ретранслятора».  К ним относятся средства массовой  информации, средства массовой устной  пропаганды, средства наглядной  агитации, заседания и документы  органов управления. Общественное  мнение здесь испытывает влияние  «ретранслятора», и поэтому может  искажаться. 

     - прямые  каналы выражения общественного  мнения, которые характеризуются  тем, что общественное мнение  распространяется через них и  поступает в органы управления  прямо, не проходя отбор через  фигуру «ретранслятора». К ним  относятся собрания, средства информационного  давления (митинги, демонстрации, забастовки), личные контакты руководства  с населением, письма. Общественное  мнение здесь может быть достаточно  объективным, однако вряд ли  способно репрезентативно отражать  мнение различных социальных  общностей. Например, опыт показывает, что письма в редакции газет,  мерии и исполкомы пишут люди с определенной ментальностью и в них, чаще всего, содержится негативная информация. Поэтому по ним невозможно судить об общественном мнении в целом. 

     - специализированные  каналы выражения общественного  мнения представляют собой группу  методов научного анализа общественного  мнения. К ним относятся разнообразные  опросы населения, референдумы  и выборы. Очевидно, что информация, получаемая, через эти каналы  является наиболее качественной и надежной, поскольку обладает принципиальными возможностями быть объективной и репрезентативной. Однако в нашем обществе работники органов управления чаще всего пользуются опосредоваными и прямыми каналами изучения общественного мнения и очень редко - специализированными (об этом свидетельствуют результаты социологических исследований).

Информация о работе Социальные институты