Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
В процессе своей
деятельности социальные институты
выполняют как общие, так и
отдельные функции, соответствующие
специфике института.
Общие функции:
Функция закрепления
и воспроизводства общественных
отношений. Любой институт закрепляет,
стандартизирует поведение
Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
Транслирующая функция
(социализация). Ее содержанием является
передача социального опыта, приобщение
к ценностям, нормам, ролям данного
общества.
Отдельные функции:
Социальный институт
брака и семьи реализует
Социальный институт
здоровья ответственен за поддержание
здоровья населения (поликлиники, госпитали
и другие лечебные учреждения, а
также органы государства, организующие
процесс поддержания и
Социальный институт
производства средств существования,
выполняющий важнейшую
Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
Социальный институт
религии, помогающий людям в решении
духовных проблем.
Все свои положительные
качества социальные институты реализуют
лишь при условии их легитимности,
т. е. признания целесообразности их
действий большинством населения. Резкие
сдвиги в классовом сознании, переоценка
фундаментальных ценностей
В этом случае в обществе
резко нарастает
Неспособность руководства
советского общества привести основные
структуры в соответствие с обновленной
системой ценностей предопределила
распад СССР и последующую нестабильность
российского общества, т. е. устойчивость
общества обеспечивается лишь теми структурами,
которые пользуются доверием и поддержкой
его членов.
В ходе развития общества
от основных социальных институтов могут
отделяться новые институциональные
образования. Так, из социального института
образования на определенном этапе
вычленяется институт высшего образования.
Из общественной правовой системы был
создан Конституциональный суд как
самостоятельный институт. Подобная
дифференциация — один из важнейших
признаков развития общества.
Социальные институты
можно назвать центральными компонентами
структуры общества, интегрирующими
и координирующими множество
индивидуальных действий людей. Система
социальных институтов, отношений между
ними является каркасом, который служит
основой формирования общества, со
всеми вытекающими
Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.
Экономика как социальный
институт
В группу фундаментальных
экономических социальных институтов
входят: собственность, рынок, деньги,
обмен, банки, финансы, различного типа
хозяйственные объединения, которые
в совокупности образуют сложную
систему производственных связей, соединяя
экономическую жизнь с другими
сферами социальной жизни.
Благодаря развитию
социальных институтов происходит функционирование
всей системы экономических
Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:
взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
регламент и контроль
эффективности процесса взаимодействия
в экономике.
Развитие экономики
как социального института
Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.
Деятельность и
функции экономики как
Основными функциями
экономики как социального
согласование социальных
интересов хозяйствующих
удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
поддержание порядка
и предотвращение неконтролируемой
конкуренции между
Главная цель деятельности
социального института —
Устойчивость экономики
как социального института
Экономику и политику
чаще всего считают социальными
институтами, которые оказывают
наибольшее влияние на развитие общества
и его стабильность как социальной
системы.
Экономика как социальный
институт создает материальный базис
для развития социальных отношений,
ибо нестабильное и бедное общество
не в состоянии поддерживать нормальное
воспроизводство населения, интеллектуальную
и образовательную базу развития
системы. Все социальные институты
связаны с институтом экономики,
зависимы от него и своим состоянием
во многом определяют перспективы развития
российского общества, являясь мощными
стимуляторами его
Политика как социальный
институт создает законы и реализует
властные функции, что позволяет
финансировать развитие приоритетных
сфер жизнедеятельности общества как
отраслей. Как убедительно показала
социальная российская практика, в
условиях перехода к рыночным отношениям
резко возрастает влияние таких
социальных институтов, как культура
и образование, непосредственно
участвующих в создан и и духовного
капитала государства.
Основные
элементы культуры.
Социология рассматривает
в основном элементы
Основные элементы
культуры как социальной системы
— это знаки, символы, язык, ценности,
правила, социальные нормы, социальные
санкции, представления о взаимосвязях,
отношениях элементов реального
мира и сферы сверхъестественного;
внешние формы поведения людей,
этикет, обычаи, традиции, ритуалы. Приведем
один из вариантов систематизации элементов
культуры.
1. Первый, наиболее
важный, элемент - познавательный, знаково-символический
элемент, т. е. знания, сформулированные
в определенных понятиях и
представлениях и
2. Второй, не менее
важный элемент культуры - ценностно-познавательная
система.
Ценность — это
свойство того или иного общественного
предмета, явления удовлетворять
потребности, желания, интересы. Ценности
формируются в результате осознания
социальным субъектом своих потребностей
в соотнесении их с предметами
окружающего мира, т. е. в результате
ценностного отношения, реализуемого
в акте оценки. В систему ценностей
социального субъекта могут входить
различные ценности:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и о смысле жизни);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право-порядок и т. д.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
г) демократические
(свобода слова, совести, партий, национальный
суверенитет и т. д.);
3) партикулярные:
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизмы (вера в
Бога, стремление к абсолюту).
Ценностное отношение
выступает необходимым
Ценностные установки
ориентируют человека в социальной
действительности, направляют и стимулируют
его деятельность. Осознание индивидами
содержания ценностных установок образует
мотив деятельности. Мотив — это
фактор, ведущий к превращению
установок в активную деятельность.
Мотив позволяет социальному
субъекту соотносить конкретные ситуации,
в которых он действует, с системой
ценностей, которыми он руководствуется
в своем поведении.
Ближайший побудительный
мотив человеческой деятельности, определяющий
способ и характер последней, выступает
в качестве цели. Цель деятельности,
как идеальный прообраз будущего,
формируется на основе интересов
социального субъекта. Она выражает
осознание, решимость переделать окружающий
мир, приспособить его к своим
потребностям. Поскольку полагание
будущего есть предвосхищение субъектом
результатов своей деятельности, которая
протекает во времени, постольку следует
подходить дифференцированно к процессу
целеполагания. На основе более или менее
точного определения времени правомерно
говорить о ближайших и дальнейших целях.
В целом же по шкале социального времени
цели могут быть рассмотрены как ближайшие,
долгосрочные, перспективные, конечные
и т. д. Конечная цель является самоцелью
всей деятельности субъекта, насквозь
пронизывает эту деятельность и сводит
все остальные цели к роли средств для
собственного достижения. В достижении
конечной цели субъект видит смысл своей
деятельности, а иногда — и всей жизни.