Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

В процессе своей  деятельности социальные институты  выполняют как общие, так и  отдельные функции, соответствующие  специфике института. 

Общие функции:

Функция закрепления  и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

Регулятивная функция  обеспечивает регулирование взаимоотношений  между членами общества путем  выработки шаблонов поведения, регламентации  их действий.

Интегративная функция  включает в себя процесс взаимозависимости  и взаимоответственности членов социальных групп.

Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного  общества. 

Отдельные функции:

Социальный институт брака и семьи реализует функцию  воспроизводства членов общества совместно  с соответствующими подразделениями  государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные  дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи  и др.).

Социальный институт здоровья ответственен за поддержание  здоровья населения (поликлиники, госпитали  и другие лечебные учреждения, а  также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную  функцию.

Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением  законов и правовых норм.

Социальный институт образования и норм с соответствующей  функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

Социальный институт религии, помогающий людям в решении  духовных проблем. 

Все свои положительные  качества социальные институты реализуют  лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут  серьезно подорвать доверие населения  к существующим руководящим и  управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. 

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия  которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули. 

Неспособность руководства  советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной  системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов. 

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут  отделяться новые институциональные  образования. Так, из социального института  образования на определенном этапе  вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был  создан Конституциональный суд как  самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших  признаков развития общества. 

Социальные институты  можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество  индивидуальных действий людей. Система  социальных институтов, отношений между  ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие  составляющие общества, таковы его  прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность. 

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры  и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как социальный институт 

В группу фундаментальных  экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые  в совокупности образуют сложную  систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими  сферами социальной жизни. 

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений  и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей. 

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

взаимодействие между  участниками социальных связей и  отношений;

наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

определение прав, обязанностей и функций каждого участника  социального взаимодействия в экономической  жизни;

регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике. 

Развитие экономики  как социального института подчиняется  не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность  как системы обеспечивают различные  социальные институты и социальные организации, которые следят за работой  социальных институтов в сфере экономики  и финансов, контролируют поведение  их членов. 

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность и  функции экономики как социального  института 

Основными функциями  экономики как социального института  являются:

согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и  организаций;

укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными  организациями и институтами;

поддержание порядка  и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей. 

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание. 

Устойчивость экономики  как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики. 

Экономику и политику чаще всего считают социальными  институтами, которые оказывают  наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы. 

Экономика как социальный институт создает материальный базис  для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты  связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными  стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы. 

Политика как социальный институт создает законы и реализует  властные функции, что позволяет  финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как  отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в  условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких  социальных институтов, как культура и образование, непосредственно  участвующих в создан и и духовного капитала государства. 
 
 
 

Основные  элементы культуры.  

 Социология рассматривает  в основном элементы нематериальной  духовной культуры. 

Основные элементы культуры как социальной системы  — это знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального  мира и сферы сверхъестественного; внешние формы поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы. Приведем один из вариантов систематизации элементов культуры. 

1. Первый, наиболее  важный, элемент - познавательный, знаково-символический  элемент, т. е. знания, сформулированные  в определенных понятиях и  представлениях и зафиксированные  в языке. Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Что представляет собой язык как важнейший элемент культуры? Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного. 

2. Второй, не менее  важный элемент культуры - ценностно-познавательная  система.  

Ценность — это  свойство того или иного общественного  предмета, явления удовлетворять  потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания  социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей  соци­ального субъекта могут входить различные ценности: 

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и о смысле жизни);

2) универсальные: 

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право-порядок и т. д.);

б) общественного  признания (трудолюбие, социальное положение  и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.); 

3) партикулярные: 

а) привязанность  к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в  Бога, стремление к абсолюту). 

Ценностное отношение  выступает необходимым компонентом  в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые  выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и  общения, и представляет собой социально-детерминированную  предрасположенность социального  субъекта к заранее определенному  отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и  т. д. Ценностные установки вырабатываются об­ществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д. 

Ценностные установки  ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют  его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив — это  фактор, ведущий к превращению  установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному  субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется  в своем поведении. 

Ближайший побудительный  мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает  в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов  социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим  потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни. 

Информация о работе Социальные институты