Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности воспитания нравственных качеств на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы физического воспитания.
2.Рассмотреть физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе…………………………………………………………………………...5
1.2 Общие принципы физического воспитания………………………………..7
1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания…………………..9
1.4 Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………11
Глава 2. Особенности нравственного воспитания на уроках физической культуры………………………………………………………………………….13
2.1 Динамика мотивов при усвоении нравственных норм…………………...13
2.2 Нравственное воспитание ………………………...………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль - проводника требования взрослых - новая для ребёнка. Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требования первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно.

Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребёнок старается вести себя, «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части - легкие) правила. В то же время его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания … намерение не столько преодолевает непосредственные побуждения ребёнка, столько идёт у них на поводу, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причём противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребёнка чувства недовольства между собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим особых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе.

Можно думать, что это связано с сильной потребностью ребёнка соответствовать образцу «должного поведения», «хорошего школьника». Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно», «не хотел», «больше не будет».

Такое своеобразие нравственного облика младшего школьника определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности.

Прежде всего младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитание способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что дети ещё не умеют преодолевать встречающиеся им трудности и, как отмечалось, сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведёт к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребёнка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм. Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечал, что ребёнок относится к нравственной норме как к обязательному предписанию - закону, причём следует скорее «букве», чем «духу» этого закона. Нравственные действия могут в этом случае потерять для маленького школьника свой специфический смысл - смысл действия в интересах других людей.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития нравственного отношения детей к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у них, в основном, словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причём специфические для учебного труда, , навыки и умения, не опирается на привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в первые же дни встречается ребёнок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учебному труду. Учение станет для ребёнка тяжёлой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном развитии.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребёнку моральных правил: чётко выделить, какие конкретно навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребёнку сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребёнка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им. В-третьих, развивать саму произвольность поведения, умений действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлечённость его процессом. Учение - наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы не только результат, но и затраченные ребёнком усилия.

 

1.4 Осуществление  нравственного, трудового воспитания  в процессе занятий физическими упражнениями

 

На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей. Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Выводы по первой главе

Преподаватели физического воспитания должны хорошо знать и уметь применять в работе с детьми методы нравственного воспитания. В тоже время нельзя забывать, что физическая культура - эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива, примера лучших спортсменов. Задача педагога в этом процессе - помочь составить план самовоспитания, наметить рубежи нравственных и спортивных достижений за год самостоятельных занятий.

Глава 2. Особенности нравственного воспитания на уроках физической культуры

 

2.1 Динамика мотивов  при усвоении нравственных норм

 

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. В начале ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребёнком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребёнка не просто как сознание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга.

Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В среднем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых.

Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ученик переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ученика в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкивается с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности собой, его «грызет совесть». Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Традиционная педагогика, современная массовая педагогика основывается на трехмерности восприятия ребенка:

-наследственность;

-стихийная внешняя среда;

-особым образом организованная школьная среда.

Гуманная педагогика вводит в сферу образовательных пространств четвертое измерение-духовность как ведущий фактор эволюционного развития человечества. Такой подход обусловливает видение ребенка как совершеннейшего творения, венца живой природы. Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу. Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Дети осознанно или неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируя его поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках.

Как свидетельствует опыт педагогов, умение детей различать хорошее и плохое, форсированность убеждений зависит от:

1.авторитетности, личности и силы аргументов учителя;

2. количества аргументированных доводов, их повторений;

3. длительности интервалов  между повторениями;

4. эмоциональной окраски учителя;

5. самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов «за» и «против» в пользу того или иного поведения с объяснением причин своего выбора;

6. профилактики нарушений  порядка в школе.

Школьника следует предупредить о позитивных и негативных последствиях того или иного поступка еще до момента его совершения. Ученик должен приучаться нести ответственность за свои действия, зная, что он уже достаточно «взрослый», чтобы понимать, к чему они приведут.

 

2.2 Нравственное  воспитание

 

На современном этапе нестабильность экономики разрушает социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Часть школьников поражена нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир  под влияние спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является нравственное лицемерие. На виду – общественная активность, в душе – убежденность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма.

Механизм нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности -  нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры