Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности воспитания нравственных качеств на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы физического воспитания.
2.Рассмотреть физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе…………………………………………………………………………...5
1.2 Общие принципы физического воспитания………………………………..7
1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания…………………..9
1.4 Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………11
Глава 2. Особенности нравственного воспитания на уроках физической культуры………………………………………………………………………….13
2.1 Динамика мотивов при усвоении нравственных норм…………………...13
2.2 Нравственное воспитание ………………………...………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Колледж олимпийского резерва №1»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Педагогика»

На тему: «Воспитание нравственных качеств

на уроках физической культуры»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса, 26 группы

Специализация:

Легкая атлетика

Орешкина Е.А.

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания………………………………………………………………………...5

1.1 Сущность и причины  возникновения физического воспитания  в обществе…………………………………………………………………………...5

1.2 Общие принципы физического  воспитания………………………………..7

1.3 Взаимосвязь нравственного  и физического воспитания…………………..9

1.4 Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………11

Глава 2. Особенности нравственного воспитания на уроках физической культуры………………………………………………………………………….13

2.1 Динамика мотивов при  усвоении нравственных норм…………………...13

2.2 Нравственное воспитание ………………………...………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок ФК, от воспитания нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:

-твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;

-отчетливым представлением  учителя о воспитательной направленности всего хода урока ФК и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;

-четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;

-определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;

-подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.

Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности как учителем, так и учащимися на каждом уроке ФК. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников. Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием. Но при организации физического воспитания в школе недостаточно уделяется внимание обоснованной методике нравственного воспитания.

Современный преподаватель должен воздействовать на личность учащегося, прививать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, вырабатывать потребность в самовоспитании.

Объект исследования: воспитание школьников.

Предмет исследования: воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры.

Цель исследования: выявить возможности воспитания нравственных качеств на уроках физической культуры.

Задачи:

1.Раскрыть теоретические  основы физического воспитания.

2.Рассмотреть физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания

1.1 Сущность и  причины возникновения физического  воспитания в обществе

 

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование и физических способностей - силы, выносливости, быстроты. Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более подвижный и активный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия. Проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и более работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости физических действий).

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например: бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения.

Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человеком явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодёжи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

Физическое воспитание - это вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Овладевая движениями, имеющими смысловое движение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они позволяют закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых восспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребёнка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально - нравственным, эстетическим воспитанием. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

Физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья.

 

1.2 Общие принципы  физического воспитания

 

К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой следует руководствоваться при решении задач физического воспитания во всех возрастных периодах жизни человека. Это означает, что в процессе занятий физическими упражнениями следует формировать такие двигательные навыки и физические качества, которые могут быть использованы как в мирной, так и в военной обстановке. Важное значение при выполнении трудовых операций и боевых действий имеют физические качества, которые развиваются одновременно с формированием двигательных навыков и умений. Успех в труде повышается от способности человека быстро овладевать трудовыми операциями.

От уровня психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание) и нравственно-волевых качеств (смелость, решительность, выдержка) зависит продуктивность выполнения различных видов деятельности. А развитию психических процессов и волевых качеств во многом способствует физическое воспитание. Крепкое здоровье, всестороннее физическое развитие, закаленность к неблагоприятным условиям окружающей среды необходимы человеку для успешной трудовой и военной деятельности. Любовь к труду и доступные трудовые навыки, приобретаемые в процессе физического воспитания, также важны для дальнейшей деятельности. С усложнением техники повышаются требования к физической подготовленности человека, что вызывает необходимость непрерывного совершенствования постановки физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности.

В решении этой задачи особая роль принадлежит физическому воспитанию. При проведении физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекает ответственность педагогов за сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Процесс физического воспитания должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалось благотворное влияние его на здоровье занимающихся. Это возможно при правильном подборе средств и рациональной методике их применения, а также при осуществлении врачебного контроля. Принципы физического воспитания тесно взаимосвязаны. Ведущим является принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности выражает одну из задач - формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье занимающихся.

 

1.3 Взаимосвязь  нравственного и физического  воспитания

 

С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются, прежде всего, в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребёнок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребёнку других людей, взрослых и сверстников, причём оценка последних в этот период, как показывают исследования, в значительной степени повторяют оценку, даваемую ребёнку учителем. Вследствие этого у меленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм, в тому, «как надо поступать».

Для школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры