Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности воспитания нравственных качеств на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы физического воспитания.
2.Рассмотреть физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе…………………………………………………………………………...5
1.2 Общие принципы физического воспитания………………………………..7
1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания…………………..9
1.4 Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………11
Глава 2. Особенности нравственного воспитания на уроках физической культуры………………………………………………………………………….13
2.1 Динамика мотивов при усвоении нравственных норм…………………...13
2.2 Нравственное воспитание ………………………...………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Нравственное воспитание является обязательным компонентом образовательного процесса.  Поэтому нравственная воспитательная система взаимодействует со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывает всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для обучающихся значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог во внеклассной работе заботиться о выполнении следующих условий:

- Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

- Утверждает радостный, мажорный стиль жизни коллектива и каждой личности.

- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Внеклассная работа учителя современной школы направлена на воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения - главном виде деятельности в школе.

Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане,- это всё прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности.

Дисциплина - это также категория нравственная.

Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение - всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.

В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания, долга перед своим коллективом, благодарности своему тренеру, самоутверждения среди товарищей, ответственности перед государством.

В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации, восприятие целей спортивного коллектива на собственные, не противопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации, учитывая общественно полезной основы сплоченности настоящего коллектива.

Существенный положительный эффект многократно достигается на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся.

В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия всё это заранее обуславливается, и задачи дисциплинированного поведения становятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и при окончании занятия, соблюдения установленной формы общения между преподавателем и обучаемым, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.

Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника-коллективиста.

А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения. Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.

Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил.

 

Заключение

 

Если в процессе физического воспитания с детьми школьного возраста систематически влиять на формирование нравственных способностей, то можно получить положительный результат в нравственном воспитании.

Занимаясь с детьми над повышением уровня развития решительности и смелости, разнообразя средства и методы можно получить определённый результат. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку. Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.

На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, сознательно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения.

Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке следующих упражнений: прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.

Вооружая учащихся доступными знаниями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспитанию школьников. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества, коллективизма

 

Список литературы

 

1.Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие  / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2008. – 67 с.

2.Воспитание младшего школьника: пособие / сост. Л. В. Ковинько. - 4-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2005.- 781 с.

3.Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатник. - М.: Владос, 2003.- 78 с

4.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей школьного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. М.: Владос, 1999.- 178 с

5.Кукшин, В.С Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – 2-е изд., переб. и доп. - Москва: Март; Ростов-н-Дону: Март, 2004. -  198 с. 

6.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 112 с.

7.Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.11с

8.Новое воспитание. - М.: педагогическое общество России, 2000.

9.П.Ф Каптерев о семейном воспитании: Учеб. пособие для студентов высших. и средних. пед. учеб. заведений/ Сост. и авт. коммент. И.Н Андреева.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.12-с

10.Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2кн./И.П. Подласый.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.13-с

11.Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко[и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.14-с

12.Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.14-с

13.Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 15-16-с.

14.Решетников Н.В, Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М.: Академия. - 2007. – 16- с.

15.Рожков М. И., Байбородов Л. В Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.16-с.

16.Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М.: Педагогика. - 1981. – 16- с.

17.Седова Л.Н.; Тостолуцких Н.П. Теория и методика воспитания; Конспект лекций.- М. : Высшее образование, 2006.17-с.

18.Станкин М.И. Методика нравственного воспитания учащихся профтехучилищ на занятиях физической культуры. - М.: «Высшая школа», 1989.19-с.

19.Теория и методика воспитания/ В.С. Кукшин.- Ростов н/Д: 2006.

20.Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М., 2004.

21.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008.18-19с.

22.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 18-19с.

23.Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.18-с.

24.Марьенко И.С. Нравственное становление личности. -  М., 1985г.18-с.

 

 


Информация о работе Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры