Результат этой деятельности
проявляется как в изменении
окружающего мира, так и в изменении
участников этой деятельности, в уровне
их воспитанности, в совокупности их
отношений и поведении.
Культура социального поведения
подростка формируется, прежде
всего, в семье с раннего возраста ребенка.
Данный факт требует от родителей внимательного
отношения к различным информационным
системам, предлагаемым ими информационным
программам, и педагогически правильно
использовать их в воспитании на обучении.
Своей социально-педагогической деятельностью
родители способствуют оптимизации информационных
контактов растущего человека, управляют
процессом формирования у него информационных
потребностей, информационной культуры.
По своей сущности такая деятельность
родителей называется педагогизацией
информационной среды подростка. [25]
Реализацию 3-его
блока социальному педагогу целесообразно строить
с учетом существующих моделей помощи
семье. Она носит профилактический характер
и направлена на повышение психолого-педагогической
культуры родителей, активное включение
их в процесс социального воспитания подростков.
В этих целях возможно использование различных
форм работы (например, педагогический
лекторий, практикум, тренинг).
Масштаб и глубина
кризисных явлений в вопросе становления социального
поведения подростков таковы, что общество
рискует не получить полноценной смены
поколения. Сегодня чаще, чем раньше можно
рассматривать подростка как жертву социализации,
как объекта и субъекта виктимогенного
микросоциума, где «голубой» экран, молодежный
журнал, сообщение сайта, компьютерная
игра играют не последнюю роль в порождении
проблем: подростки – СМИ, подростки –
деньги, подростки – секс.
Работа с педагогами
Просвещение педагогов
по вопросам СМИ целесообразно поддерживать активными методами через
работу в группах, когда педагоги систематизируют
информацию о достоинствах и недостатках
СМИ. (Приложение 11)
Ограничение информационной
составляющей может быть преодолено
использованием программы «Тренинг
социально-педагогической компетентности учителя»,
в ходе которого решаются следующие задачи:
обучение распознанию и идентификации
негативных эмоциональных состояний подростка
при общении со СМИ; обучение «целенаправленным»
способам принятия отрицательных эмоций
и приемам регуляции внутреннего равновесия;
освоение методики контакта с подростками,
испытывающими проблемы и выработка стиля
эффективного взаимодействия. Наиболее
сложной в этой связи является осознание
сложности корректировки агрессивного
поведения, которое отчасти порождается
всеобъемлющим влиянием СМИ. [20]
Выбор стратегии работы
с подростками должен строиться,
во-первых, исходя из взаимосвязи внутренней
и внешней детерминации функционирования
личности. Во-вторых, учитывая закономерности
процесса изменения поведения, который, включает стадии предобдумывания,
обдумывания своего поведения, подготовку
к его изменению, действие и поддержание
нового стиля поведения. В-третьих, воздействия
должны быть направлены на изменения в
познавательной сфере личности подростка
через убеждение, внушение, конфронтацию,
прояснение и интерпретацию малоосознаваемых
переживаний; в эмоциональной сфере –
катарсис, эмоциональную поддержку; в
поведенческой сфере – мотивацию, новый
эмоциональный социальный опыт, подкрепление.
Поэтому необходимо осуществлять интегративный
подход к профилактической и коррекционной
работе и использовать модель пошагового
изменения поведения.
1-й шаг. Осознание: расширение информации
о собственной личности и проблеме агрессивного
поведения.
2-й шаг. «Переоценка собственной личности»:
оценка того, что ребенок чувствует и думает
о своем поведении и себе самом.
3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка
того, как агрессивное поведение влияет
на окружение.
4-й шаг. «Внутригрупповая
поддержка»: открытость, доверие и
сочувствие группы при обсуждении проблемы
агрессивного поведения.
5-й шаг. «Катарсис» ощущение и выражение
собственного отношения к проблеме агрессивности.
6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие
решения действовать, формирование уверенности
в способности изменить поведение.
7-й шаг. «Поиск альтернативы» обсуждение
возможных замен агрессивному поведению.
8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание
или противостояние стимулам, провоцирующим
агрессивное поведение.
9-й шаг. «Подкрепление» самопоощрение или
поощрение со стороны окружающих за изменением
поведения.
10-й шаг. «Социализация» расширение возможностей
в социальной жизни в связи с отходом от
агрессивного поведения. [3]
Как показывает описание
приведенных выше социально-педагогических
подходов, все они включают параллельную работу с социумом,
либо его использование для профилактики
или коррекции тех или иных отклонений
в поведении подростков. При использовании
данных подходов социальный педагог одновременно
решает задачу оздоровления социальной
ситуации развития подростка и помогает
ему устранить те или иные недостатки
в своем социальном развитии и поведении.
В этой связи объективно необходимым является
взаимодействие социального педагога
с организаторами культурно-досуговой
деятельности. Интерес придает этой деятельности
личностный смысл, содействуя ее продуктивности,
снимает негативное состояние участников
деятельности, поднимает тонус общей увлеченности,
создает условия для успешного протекания
и положительных результатов. Вступает
в силу заместительный механизм: подросток
проводит свободное время не у «голубого
экрана», а выполняя добровольно и самостоятельно
выбранную деятельность в соответствии
со своими интересами и желаниями. Эта
деятельность вызывает переживания, связанные
с удовольствиями от процесса общения,
трудовой деятельности, осознанием собственного
роста, своего продвижения в развитии
и изменении поведения.
Результат этой деятельности
проявляется как в изменении
окружающего мира, так и в изменении
участников этой деятельности, в уровне
их воспитанности, в совокупности их отношений
и поведении. В связи с этим показателями
эффективности социально-педагогической
работы организаторов культурно-досуговой
деятельности становятся: изменение смысловых
и поведенческих установок, позитивные
изменения в мотивационной структуре
деятельности, динамикой в реальном отношении
подростка к СМИ, расширение спектра выполнения
социально значимых дел, повышение социальной
ответственности за состояние дел, повышение
уровня удовлетворенности организацией
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная
работа позволила сделать следующие
выводы:
- СМИ занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, кино, радио, печать, интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.
- СМИ, удовлетворяя потребности аудитории, выполняют комплекс социально-воспитательных функций (информационную, художественно-репродуктивную, образовательную, культурно-просветительную, идеологическую, социально-управленческую, воспитательную, коммуникативную, общественно-политическую, художественно-продуктивную, рекреативную, релаксационную, рекламно-справочную), реализация которых направлена на результат – развитие личности, активизацию саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации.
- Все СМИ имеют двоякую структуру, те есть имеют как положительное, так и негативное влияние на жизнь людей. Часто они выступают неким «толчком» для реагирования детей на неразрешенные внутренние или социальные конфликты. Искусственный мир, создаваемый потоками информации, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако, если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в несколько растворенной форме и не столь очевидны, то на экране они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обуславливает неадекватность восприятия детьми моделей поведения экранных героев боевиков и триллеров, которые в последствие могут интеризироваться в личность ребенка (подростка).
- Ни газеты, ни радио, ни кинематограф (кинотеатры, кинозалы) не смогли взять человечество, в плен информации так крепко, как телевидение - домашний, индивидуализированный источник связи с миром. В XXI веке человечество стало заложником телевизионных фантомных макроинформационных конструкций. Телевидение стало мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей: оно не только информирует о том, что происходит в мире, но и дает изображение происходящего, создавая иллюзию присутствия зрителей на месте событий, то есть обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида.
- Предпочтения школьников находятся под влиянием моды на тот или иной жанр, где содержательные возможности фильмов при оценке становятся менее значительными, и выбор фильма приобретает больше инструментальный характер. Происходит трансформация художественной, смысловой основы оценки фильмов, в оценку «бутафорных» характеристик фильмов (трюков, спецэффектов, компьютерной графики и т.п.). В контексте такого понимания объяснимо увеличение с каждым годом интереса детей к художественным фильмам агрессивного характера, изобилующими яркими, неординарными сценами и трюками и, как результат, уменьшение доли детей, интересующихся глубоким, содержательным кино, добрыми сказками и мультфильмами. Такая тенденция в телевизионных пристрастиях молодежи, в некоторой степени, объясняет причины повышения уровня агрессивности среди подростков.
- Должен вступить в действие канал целенаправленной и социально контролируемой деятельности по созданию условий для развития ребенка (подростка): речь должна идти, во-первых, о рационализации представлений школьников о том, какие фильмы они смотрят, во-вторых, об оптимизации подходов к работе с семьей в рамках вопроса влияния СМИ на социальное воспитание детей и подростков, в третьих, о реальном изменении телевизионных программ на каналах в пользу качественного смыслового кино и детских культурно-образовательных программ, в-четвертых, о четкой регламентации эфирного времени на трансляцию «агрессивной» телепродукции, в-пятых, о расширении педагогической технологии, называемой медиаобразованием, цели которой состоят в выявлении негативных явлении СМИ, развитии коммуникативных умений школьников, их общекультурного уровня, подготовке школьников жить в информационном пространстве.
- Информация – главный ресурс социального воспитания и развития; она есть средство управления, общения, главное средство духовного воспроизводства обществом самого себя. Следовательно, СМИ, представляя один из трех основных факторов социализации молодого поколения (семья, школа, СМИ), должны обеспечивать позитивную социализацию в интересах личности и общества. Дети видят мир таким, каким его показывают по телевизору. Этот мир должен быть, как сама жизнь, прекрасным и удивительным.
- Если говорить о воспитательном, педагогически организованном воздействии потоков информации, то, несомненно, основным концептуальным положением должны быть гуманистическая ориентация деятельности, всемерная поддержка и развитие положительных влияний СМИ, и блокирование их недостатков.
- С позиций социального воспитания СМИ в отношении подрастающего поколения призваны повышать культурный и образовательный уровень детей и подростков; формировать умение ориентироваться в информационном пространстве; создавать оптимальную информационную среду для социализации; социальную активность человека; пропагандировать здоровый образ жизни; адаптировать к новым экономическим и политическим условиям в современном информационном обществе.
- Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно- педагогическую культуру – один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к иx целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
- Информационно-педагогическая культура формируется с раннего возраста ребенка, прежде всего в семье благодаря внимательному отношению родителей к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильному использованию их в воспитании на обучении. Социально-педагогической деятельность родителей способствует педагогизации информационной среды через оптимизацию информационных контактов растущего ребенка, управление процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. Субъектами этой деятельности должны быть также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. B их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева// Социальное здоровье России. - М.: Консорциум, 1993.
- Войскунский А.Е. Влияние СМИ /А.Е. Войскунский// Психологический журнал.- 2004.- том 25.-№ 1.
- Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) /В.В Гаврилюк// Социологические исследования.- 2002. -№ 1.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рекламной деятельности/ Е.П.Голубков// Маркетинг в России и за рубежом. –1999. -№ 3.
- Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений /Б.А. Грушин// Психологический журнал.- М.: Политиздат,1997.- № 6.
- Дзялошинский И. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006 г.
- Дроздов А.Ю. Социально-психологические аспекты влияния телевидения /Б.А. Грушин// Психологическая газета.- 1998. - № 10.
- Засурский Л.Н. Журналистика в переходный период // Вестник МГУ. 1997, №5.
- Иванов М.К. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека /М.К. Иванов// Психология.- М.: Гардарики, 1995.
- Карасев Г.К. Мир информации/ А.В. Еремина// Компьютерная газета. - 2002.- № 18.
- Козлова Л. Осторожно: включен телевизор //Народное образование. 2006, №9.
- Колесова А. В. Нравственные ценности этикета /А.В. Колесова// Книга хорошего тона. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Кон И. С. Факторы влияния на подростков /И.С. Кон// Психология ранней юности. - М.: Просвещение -1999.
- Конрад Н. И. Психологические аспекты /Н.И. Конрад Тракт о военном искусстве. – М.-Л: - 1998.
-
Корконосенко Ю.С. Личность и СМИ / Ю.С. Корконосенко// Прикладная социология. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
- Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе /С.В. Кочеткова// Насилие. Личность. Общество //Тезисы научно-практической конференции. М., (ВНИИ МВД России), 2000.
- Круглова В.Е. Британские школьники – рецидивисты /В.Е. Круглова// Школьная жизнь.- М: Гардарики, 2002.
- Мардахаев Л. В Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. Высших учеб. завед. /Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2004.
- Мезенцев Д.Ф. Психологическое воздействие информационных фантомов // Вестник политической психологии. 2002, № 1(2).
- Мудрик А. В. Социальная Педагогика. Пособие для студентов среднего проф. образования/ А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2004.
- Нъюман Л. Неопросные методы исследования /Л. Нъюман// Социологические исследования. – М.: Академия, 1998. -№ 6.
- Ожегов C.И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач – М.: Академия, 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я.Н. Социальная педагогическая психология, С.-Пб., Питер. 1999.
- Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи/С.И. Сергейчик //Социологические исследования. - 2002. - №5.
- Сидоренко И. В. Тренинг влияния и противостояние влиянию: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования /И.В. Сидоренко. – М.: Просвещение, 2006.
- Станкин М. И. Психология общения: курс лекций.- Институт практической психологии. - М., Просвещение, 1996.
- Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика, Петрозаводск АО «Фолиум», 1994.
- Ценев В. Реклама, как фактор социализации /В. Ценев// Психология рекламы. – 2004.-№ 7.
Приложения
Приложение 1
Жанровый характер
распределения художественных фильмов
на телевизионных
каналах и доля детских программ
Приложение 2
Телевизионные
предпочтения школьников по полу и
возрастам
(в %, от общего
числа респондентов)
Приложение 3
Телевизионные
предпочтения школьников по полу и
возрастам
(в %, от общего
числа респондентов)
Приложение 4
Тематическое
распределение статей
Тематика
публикаций |
Категория публикаций |
Объект публикаций |
Уровень жизни, бедность |
Информационно- проблемные, призывающие |
Социально-незащищенные категории детей и подростков |
Наркомания, алкоголизм, СПИД, суицид |
Социально-психологические,
информационно-проблемные, биографические, проблемные с элементами
рекламы лечебных, консультативных мероприятий, социально-психологические |
Девиантные подростковые
группы, подростки с отклоняющимся поведением |
Охрана детства |
Информационно- проблемные, биографические, призывающие |
Организации, структуры,
занимающиеся вопросами социальной защиты детей, дети и подростки
|
Занятость, проблемы
трудоустройства |
Информационные, социально-
психологические, проблемные,
рекламные |
Подростки, выпускники школ,
организации, структуры,
занимающиеся вопросами
трудоустройства |
Образование |
Проблемные, информационные,
рекламные |
Дети, подростки, учащаяся
молодежь, родители, педагоги,
учреждения образования
различных ступеней обучения |
Здравоохранение |
Проблемные, информационные,
рекламные |
«Получатели» медицинских
услуг, организации
здравоохранения |
Преступность,
охрана правопорядка |
Информационно-проблемные,
биографические |
Несовершеннолетние
правонарушители,
правоохранительные органы, работники правоохранительных органов,
занимающиеся
правонарушениями
несовершеннолетних |