Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Сцены жестокости и насилия  стали нормой экранной жизни, а детские  фильмы и сказки, образовательные  программы занимают ничтожно малую  часть эфирного времени и не могут  компенсировать недостаток положительных  телевизионных эмоций детям. Такая тенденция характерна для всего российского телевидения.

Изучение этих процессов  особенно актуально в отношении  подростков в связи с их интенсивным  психофизическим развитием, активным усвоением различных форм поведения, а также высокой вероятностью усвоения асоциального поведения. Неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам и психологам на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей, а педагоги, в свою очередь, обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического и психологического воздействия на данную категорию детей. В связи с этим проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста становится одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. [24]

Исходя из этих соображений, и было проведено социально-педагогическое исследование, целью которого являлось диагностирование социально-педагогической ситуации в подростковой среде, отношений личности с социумом, выявление социальной ситуации развития подростка, которое позволило перейти к следующему этапу работы – разработке технологии работы по проблеме влияния СМИ на социальное поведение в рамках социального воспитания подростков.

Изучение и анализ научных публикаций по проблемам  профилактики и коррекции социального поведения, а так же опыта практической работы социальных педагогов, психологов, педагогов – психологов общеобразовательных школ свидетельствуют о том, что до настоящего времени не конкретизировано единство оптимальных психолого-педагогических и социальных условий, обеспечивающих реальность, эффективность и результативность профилактики и коррекции поведения личности в период подросткового возраста.

Здесь должен вступить в  действие канал целенаправленной и  социально контролируемой деятельности по созданию условий для развития ребенка (подростка). Поэтому, в данном контексте речь должна идти, во-первых, о рационализации представлений школьников о том, какие фильмы они смотрят, что читают, слушают, во-вторых, о повышении социально-педагогической культуры педагогов по вопросу воздействия СМИ на личность и группу, в- третьих об оптимизации подходов к работе с семьей в рамках вопроса влияния СМИ на социальное воспитание детей и подростков, в-четвертых, о реальном изменении телевизионных программ на каналах в пользу качественного смыслового кино и детских культурно-образовательных программ, в-пятых, о четкой регламентации эфирного времени на трансляцию «агрессивной» телепродукции, в-шестых, о расширении педагогической технологии, называемой медиаобразованием, цели которой состоят в выявлении негативных явлении СМИ, развитии коммуникативных умений школьников, их общекультурного уровня, подготовке школьников жить в информационном пространстве. [22]

Все названные  меры будут способствовать включению  в процесс социального воспитания канала самовоспитания, саморазвития – деятельности ребенка (подростка) как субъекта, проявляющего социальную активность и самореализующегося в обществе через умение противостоять негативному влиянию совокупности факторов процесса социализации.

Выявление круга СМИ  и целесообразное, педагогически  правильное управление взаимодействием  с ними ребенка в процессе его  развития – основополагающее условие  эффективной организации процесса социального воспитания, и, как следствие, всего процесса социализации растущего человека.

В основу работы будет  положена разработка социально-педагогической технологии как системы процедур, в основе которых лежит целенаправленное, специально организованное воздействие  на некоторые стороны социальной реальности человека.

С учетом полученных в результате диагностики данных о подростках мы имеем возможность направленного прогнозирования. Предметом его выступают:

а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального воспитания;

б) возможности человека в целостном развитии;

в) зона ближайшего развития, воспитания объекта в области информационной культуры.

Исходя из концепции  организации социально-педагогической работы, целесообразно выделить несколько подходов к ее осуществлению:

1. Информационный (базируется  на предоставлении информации  о СМИ, их влиянии и негативных  последствиях). Возможна реализация  этого подхода в двух вариантах:  информация о фактах влияния  СМИ на сознание и поведение  подростков; информация о деградации личности в следствие неконтролируемого взаимодействия с информацией. Его использование должно быть дифференцированным для различных целевых групп (подростки, родители, педагоги, психологи),

2. Подход, основанный  на аффективно-эмоциональном обучении. Он концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, навыках распознания и управления ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от информации чаще всего развивается у личности, имеющей трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.

В рамках этого подхода  выделяется несколько задач:

    • повышение самооценки человека;
    • определение значимых личностных ценностей;
    • развитие навыков распознавания и выражения эмоций;
    • развитие навыков обдуманного принятия решений;
    • формирование способности справляться с агрессией и стрессом.

Основное внимание здесь  уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этого подхода  стала одним из компонентов программ развития жизненных навыков.

3. Подход, основанный  на формировании жизненных навыков, - позволяющих человеку контролировать  и направлять свою жизнедеятельность, - которые в свою очередь развивают  коммуникативные навыки и помогают  вносить изменения в окружающую  среду.

Цель программы формирования жизненных навыков – выработать у подростков устойчивость к различным социальным влияниям (в том числе, к воздействию СМИ), повысить индивидуальную и социальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживание социальных контактов, отстаивание своей позиции), а также информировать их по проблемам взаимодействия с информацией.

Данный подход оценивается  как достаточно эффективный.

4.  Подход, основанный  на учете роли социальных факторов. Он исходит из того, что влияние сверстников и семьи, педагогов играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу информационной зависимости. Поэтому программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают:

    • тренинг сопротивления социальному давлению;
    • развитие критического отношения к информации, предоставляемой СМИ;
    • предоставление информации о влиянии родителей и других взрослых.

Основные способы в  реализации таких программ – ролевые  игры и методы усиления определенных видов социального поведения.

5.  Подход, основанный  на альтернативной СМИ деятельности.

Сторонники данного  подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная информационной аддикции, способствует снижению распространения  зависимого поведения.

Основные позиции подхода:

    • психологическая зависимость от информатизации – результат заместительного эффекта;
    • многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, - это результат изменения настроения или сознания личности;
    • люди не изменяют направленное на поиск удовольствия поведение, которое связано с использованием СМИ, улучшающих настроение или самочувствие, до тех пор, пока не обретают возможность получить взамен что-то лучшее;
    • альтернативы информатизации — это еще и альтернативы стрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к разрушающему поведению.

Сторонники данного  подхода подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются  на развитие позитивной активности. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют  о явных успехах или неудачах. Однако, как отмечалось, такие программы эффективны для групп повышенного риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения.

6. Подход, основанный  на укреплении здоровья.

В настоящее время  под укреплением здоровья понимается процесс, отражающий гармонизацию личности и окружающей среды, который помогает человеку и обществу усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его.

Группы, в которых проводится формирование навыков ведения здорового  образа жизни, преимущественно представлены учащимися общеобразовательных учреждений, так как регулярное и систематическое обучение возможно только в контексте школьных занятий. Кроме того, работа проводится в микросоциальном окружении ребенка – в семье, школе, досуговом учреждении. Концепция укрепления здоровья подразумевает изменение типа и структуры школьного образования, интеграцию школьной среды и связанной с ней группы взрослых. Действия на ее основе рассчитаны на длительный положительный эффект, однако требуют значительных затрат. [26]

Составление и реализация социально-педагогической программы строится на системном характере, предполагающем комплексный подход к решению проблемы влияния СМИ на социальное поведение подростков по вопросам профилактики и коррекции информационной зависимости:

    • срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающего поколения, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в СМИ;
    • адресность работы – необходимость работы с общественными организациями, педагогами, детьми и их родителями;
    • наступательный, опережающий характер работы – не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе путем реализации соответствующей социальной политики государства, образования, воспитания, предусматривающей гарантии людям.

Программа предполагает взаимодействие ряда субъектов, что  обуславливает блочное моделирование  работы, направленной на решение ряда задач:

    • формирование умения ориентироваться в информационном пространстве; противостоять манипулированию собственным сознанием;
    • создание оптимальной информационной среды для социализации;
    • помощь в саморазвитии, самовоспитании, самообразовании самоопределении и самоорганизации детей и подростков.

Субъекты деятельности

1-й блок работы с  учащимися представляет «модельный подход», ориентированный на решение конкретной задачи в течение непродолжительного времени. Модель состоит из трех фаз.

Начальная фаза предполагает:

  • информирование учащихся по вопросам воздействия СМИ на человека,
  • изучение направленности подростков,

Средняя фаза сосредоточена на решении задачи: специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, основанную на сотрудничестве, взаимном доверии – детей друг с другом, детей и взрослого. Это позволит подросткам осознать свои силы и индивидуальность, найти способ реализовать себя, состояться как личность. Прохождение этой фазы возможно по двум направлениям:

    • проведение занятий в активной форме (примером может стать программа тренинговых занятий для учащихся «Игры, в которые играют все» (Приложение 9 дипломной работы)
    • применение тренинга модификации поведения подростков, который представляет собой тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения информационных потребностей и взаимодействия с окружающими.
    • включение учащихся в технологию, называемую медиаобразованием,
    • организация досуга подростков образовательными учреждениями различного типа может рассматриваться как альтернатива вхождению в хаос информационных потоков.

Последняя фаза – это констатация и обсуждение прогресса, который произошел с начала работы, повторение основных задач и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и подросток ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходимости) план дальнейшей деятельности.

Субъектом формирования информационной культуры подростка  являются педагоги, что обуславливает необходимость 2-ого блока -  обучение педагогов работе по профилактике и коррекции влияния СМИ на социальное поведение подростков.

Просвещение педагогов  по вопросам СМИ целесообразно поддерживать активными методами через работу в группах, когда педагоги систематизируют информацию о достоинствах и недостатках СМИ. (Таблица 4)

Как показывает описание приведенных выше социально-педагогических подходов, все они включают параллельную работу с социумом, либо его использование  для профилактики или коррекции тех или иных отклонений в поведении подростков. При использовании данных подходов социальный педагог одновременно решает задачу оздоровления социальной ситуации развития подростка и помогает ему устранить те или иные недостатки в своем социальном развитии и поведении.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка