Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Все эти виды влияния  СМИ на подростков имеют свои определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность и группы. При этом учитывается аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации, особенности психологии потребителей предлагаемых программ. В зависимости от передач, стоящих перед ней задач, аудитории на которую она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы. К таким методам относятся:

- информационный метод.  Он активно используется при  подготовке реклам, информационных  сообщений, проведение рекламной  компании и направлен на информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;

- эмоциональный метод.  Учитывая важность эмоциональной  составляющей при формировании  установок личности, данный метод  применяется очень активно в  зависимости от решаемой СМИ  проблемы и, как правило, совместно с другими методами, усиливая их влияние на аудиторию;

- патриотический метод.  В его основе лежит воздействие  на патриотические чувства аудитории.  Большинство людей не безразличны  к своему краю, дому, отечеству,  используя данный факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них определенные установки, побуждают к определенным действиям. Метод широко применяется в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнения определенных социальных заказов, для побуждения людей к определенным действиям (вызвать протест к чему-либо или организовать поддержку чего-либо);

- метод пробуждения  страха. Это один из наиболее  эффективных методов, основанный  на интересе людей к своему  здоровью, благополучию своему и  своих близких. Он воздействует на эмоции человека. Принимая во внимание то, что предлагаемая информация направлена на сохранение благополучия, безопасности зрителя и его близких. СМИ привлекает зрителя (потребителя) к информации, формирует у него не равнодушное отношение к ней, включают в активное осмысление и побуждают к определенным действиям. Метод широко используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний;

- метод создания достижения  ситуации успеха. Человек чувствует  удовлетворение, когда ощущает свою правоту, добивается каких-либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в прошлом. Сообщая информацию о чем-либо, пытаясь показать, что человек этого может добиться достаточно легко, это ему необходимо и от нег не потребуется большего труда. СМИ предлагает ему включаться в предлагаемый процесс  взаимодействия;

- юмористический метод.  Юмор достаточно легко и быстро  захватывает аудиторию своей  простотой и доступностью. Он  делает зрителя соучастником, активно  внушая с помощью информации точку зрения актеров. Информация внушается ненавязчиво, запоминается вместе с юмором намного легче. Этот метод широко используется при подготовке различных программ, в том числе развлекательных, политических, рекламных. Одним из важных требований при его применении является необходимость учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету.[23]

СМИ коренным образом  изменили процесс социализации личности. В период демократических преобразований российского общества стала возможна свобода слова, появились условия для активной реализации принципа плюрализма мнений, возросло число всевозможных периодических  изданий, соответственно вырос и объем тиражируемой ими информации. Многие исследователи подчеркивают основополагающую роль массовой коммуникации в политической, правовой, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности общества. Некоторые авторы также отмечают разрушительную для личности роль СМИ в процессе социализации. Кроме информационного шока, связанного с увеличением  количества информации  в связи с доступностью новых информационных технологий, мы получили шок от качества информации, в большинстве случаев навязывающих  разрушение идеологических, нравственных барьеров. [13]

Окружающая нас реальность неустанно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события включаются либо в уже созданные ранее структуры опыта, либо образуют новые. С самого момента рождения мы начинаем собирать и обрабатывать поступающую сенсорную информацию. С начала ее деления очень примитивно – на приятное  и не приятное, но по мере «роста» информация может принимать различные значения (например: положительная и отрицательная).

Активная роль СМИ  связана с их влиянием на различные  этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. [10]

Несмотря на все это, СМИ также оказывают и отрицательное влияние на личность и группу. Во-первых, они, содержащие в себе криминологическую информацию, представляют собой сложное явление – элементы системы детерминации преступности. Их сложность обусловлена негативными свойствами различных факторов социальной среды. СМИ можно рассматривать, как форму и как средство реализации того или иного детерминанта преступности. Во-вторых, СМИ распространяют действия криминогенных факторов на чрезвычайно широкий круг объектов, охватывают обширные области информационного поля. В-третьих, доверие населения к СМИ весьма значительно, что весьма отрицательно сказывается на нем во время распространения и навязывания негативной информации. В-четвертых, в отличие от криминализации массовой информации, процесс которой обусловлен в абсолютном большинстве умышленными действиями, криминогенность в большей мере бывает вызвана неосторожным поведением, легкомысленным отношением к миссии СМИ, низким профессионализмом или вообще его отсутствием претерпели качественные изменения. Это в первую очередь связано с «омоложением», «феминизацией» и уровнем жесткости по отношению к жертвам преступлений. В последние годы их привлекают к распространению наркотиков, проституции, детской порнографии. Увеличилось количество неформальных групп с антиобщественной направленностью. Исследователи утверждают, что основную часть информации о наркотиках, видах и орудиях преступлений, проституции подростки получают из телепередач и из бульварных газет и журналов.

В ряду проблем, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, раскрываемых юристами, стоит задача привлечения СМИ к участию в воспитательном процессе. На фоне общего снижения роли семьи в воспитании нормативного поведения детей и подростков растет влияние СМИ на их сознание. Исследователи отмечают, что 86% опрошенных подростков отдают предпочтение телевидению, как средству проведения досуга и как источнику получения различного рода информации. [21]

Степень негативного  влияния, то есть способствующего развитию девиантного и аддиктивного поведения в детско-подростково-молодежной среде, во многом определяется возрастными особенностями, интеллектуальным и культурным уровнем развития, нравственной зрелостью несовершеннолетнего.

Надежно ограничить негативные последствия деятельности СМИ можно с помощью их соответствующей общественной организации. [17]

А теперь разберем влияние  каждого СМИ в отдельности:

В последнее время  телевидение стало мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. В отличие от других СМИ телевидение не только информирует о том, что происходит в мире, но и дает изображение происходящего, создавая иллюзию присутствия зрителей на месте событий, т.е. телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида.

Человек, смотрящий телевизор  глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или  страха. Его психика может находиться в большей мере торможения или  возбуждения.

Огромное желание  общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, «раскрывает» ему свою душу, а тот внушает в состоянии  гипноза определенные мысли и идеи. [9]

Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. Анонимность человека находящегося перед телеэкраном, позволяет ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть). Наслаждаясь картинками убийства, насилия, пошлости, в одиночестве он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.

Анализ специальных  телевизионных методов связан с  введением человека в состояние  гипноза.

  1. Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран, используются следующие эффекты:

 а) создание яркого  видеоряда с целью образования   определенного светового ощущения, и чем оно сильнее к нему  приковывается и внимание и  душа человека;

б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам;

в) новизна и необычность  также привлекает  к экрану человека, потому что по закону движения и  устремления психических процессов  монотонность  вызывает отвращение;

г) показ крупным планом лица человека является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией  или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

  1. Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают  на одной точке, картинке, неподвижном объекте.
  2. В медицинской практике гипнотизирование применяют эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением.
  3. Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.
  4. Видео - компьютерные спецэффекты влекут к себе  непросвещенного обывателя своей фантастической гармонией образов и звуков. Они мгновенно вторгаются  в психику, вызывая ее частичное  разрушение с целью внушения или изменения психических процессов.
  5. В начале этого века Бехтерев А. В. открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти.
  6. Несомненная роль в телевизионном внушении принадлежит тщательному планированию передач. Наша душа не может постоянно быть напряженной или заторможенной обязательно в ближайшем времени происходит изменение состояния. Так и передачи, следующая одна за другой, не могут быть одинаковыми по идее  настроению. Обязательно одна будет серьезной, а другая веселой.
  7. Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть можно обратить ложь в правду, а правду в ложь. [3]

Перечисленные методы гипнотического воздействия широко используются во всем мире.

Плодами использования  телевидения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире.

Вся масса народа слепо  подвергается внушению СМИ. Различают  следующие виды такого массового внушения:

  1. Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь, с целью успокоения общества телевидением мысленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа.
  2. Корригирующее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса, под влиянием этого вида внушения, движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка.
  3. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества.

На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах.

Они имеют особое назначение и порой  могут серьезно влиять на психику  человека. Не случайно при этом определяется аудитория или предусматриваются ограничения для просмотра. К наиболее типичным методам относятся:

  1. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. В основе метода лежит представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно усиливает естественные страхи.
  2. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные  определенные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением. Таким образом, обеспечивается значительное направленное влияние на психику зрителя.
  3. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана.

С помощью каждого  метода решаются задачи воздействия на аудиторию. Одним из основных и наиболее важных приемов влияния телевидения на социальное воспитание подростка является реклама. [11]

Нет четкой статистики того, насколько  возрос процент негативной рекламы. Однако по некоторым подсчетам составляет теперь одну треть всех телевизионных компаний. Исследования показывают, что негативная реклама хорошо запоминается, даже если она не особенно нравится зрителям. Негативная эмоциональная реклама лучше запоминается, чем позитивная эмоциональная реклама, возможно благодаря использованию в ней автоматической, а не контролируемой обработки информации. Также важно, вплетается ли негативное послание в позитивный или негативный аспект. Послания, которые противостоят контексту, запоминаются лучше.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка