Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
«ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА»
СОДЕРЖАНИЕ
Существует много разных факторов, влияющих на социальное поведение подростка. Одним из них являются средства массовой информации (СМИ). Именно они охватывают практически все сферы жизни и деятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Это приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, управления и взаимодействия. Роль СМИ в жизни каждого человека настолько велика, что проблема их влияния на личность и массы в настоящее время является достаточно актуальной.
Многие известные педагоги XX века придавали большое значение этому вопросу. О влиянии СМИ на личность и массы писали В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, А.В. Бехтерев, Г. Н. Горшенкова, С. Нехаев, Н. Кривошеин и другие. Именно к концу XX века, в связи со стремительно развивающимися технологиями глубокое воздействие СМИ на аудиторию приобрело массовый характер. Существенные изменения, которые произошли в них, затронули в основном молодое поколение. Именно подростки являются возрастной группой, которая наиболее поддается влиянию окружающей среды.
Исходя из значимости рассматриваемой темы, определена цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
Объект исследования - СМИ как фактор, влияющий на социальное поведение человека.
Предмет - влияние СМИ на социальное поведение личности подростка.
Мир вступил в новый этап своего развития – информационное общество, где средства массовой информации играют огромную роль, участвуя в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в других областях социальной сферы.
Реальность, которую предлагают нам сегодняшние СМИ, обусловлена и опосредована чьим-то мнением, она упрощена и не предполагает размышления, анализа и переработки. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает ее готовой, не задумываясь, и ему можно внушить, что угодно. Поэтому легче окунуться в поток информации, чем критично и разборчиво ее воспринимать.
Если разобраться в этом процессе более глубоко, то можно увидеть, что СМИ обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждая их к тем или иным активным действиям. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей. Окружающая нас реальность неустанно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и события включаются либо в уже созданные ранее структуры опыта, либо образуют новые. С самого момента рождения люди начинают собирать и обрабатывать поступающую сенсорную информацию. Именно поэтому очень важно, чтобы эта информация носила положительный и развивающий характер.
В современных условиях доступ к СМИ - это необходимое условие развития. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая организация. Активная роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный ученый, ни группа специалистов.
Теоретическая и практическая
значимость исследования обусловлены
обоснованностью и
Средства Массовой Информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). [2]
Это технические средства,
с помощью которых
Средства массовой информации – понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.) Под ними следует понимать – социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
К основным видам СМИ относятся:
Под СМИ мы так же понимаем комплекс аппаратов, приборов, приспособлений, устройств, способных при участии коммуникатора обеспечивать выстраивание, организацию и транслирование многих разновидностей информации для удовлетворения потребностей человека в соответствии с индивидуальными и общественными запросами. [12]
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Та продукция, которая вышла из–под печатного станка несет в себе информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобретательно графических форм. Они воспринимаются читателем – зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств, взаимоотношений прессы и аудитории.
Так же печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии).
Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны – эфирное вещание, осуществляемая по проводам – проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или – при передаче на очень большие расстояния – с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего не возможно в принципе добиться в прессе. Кроме того радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. [11]
Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд, это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в той мере, в которой не позволяет сделать это телевидение.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевидение, как СМИ существует чуть более полувека, однако, даже за такой небольшой по историческим меркам промежуток времени оно стало одной из важных социальных потребностей человека.
Одной из главных составляющих телевидения является реклама - это оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей и зрителей. Реклама уже стала неотъемлемой частью нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. [16].
Она развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации.
Интернет, безусловно, несет в себе оттенки всех трех вышеназванных функций – связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). [4]
Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы – виртуальной реальности.
Интернет имеет такие
- глобальность – предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;
- децентрализованность –
- открытость - имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информации;
- безграничность –
имеет неограниченную
- интерактивность –
позволяет общение одного
- инфраструктурная
- подконтрольность пользователю – пользователь может контролировать, какая информация достигает его компьютера и какая информация выходит из его компьютера. [7].
У СМИ огромное
количество функций в
- информационная – это осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
- коммуникативная – функция общения, налаживания контактов, которая называется исходной функцией журналистики;
- воспитательная - идеология, ценности, патриотизм;
- культурно – образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека;
- релаксационная - приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах; для большей части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками;
- социально-управленческая, формирует социальные ориентации, организует общественное сознание, мнения по поводу значимых событий, людей, власти, осуществляемой ими социальной политики.
- идеологическая (социально – ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
- непосредственно – организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики, как «четвертой власти» в обществе;
- рекламно – справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы);
- рекреативная - развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия;
- общественно – политического воздействия, в которую входит решение определенных политических задач;
- художественно – репродуктивная предполагает трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
- художественно – продуктивная, предполагающая распространение произведений особого вида искусства – рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов, при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале.[16] Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В нем у человека формируются информационные потребности. Под ними понимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факторов социальной активности и самореализации человека. [12]
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка