Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

В свете данной проблемы мы считаем, что нужно обратить внимание на то, что большинство современных  журналов и газет намеренно эксплуатируют  подростковую и юношескую гиперсексуальность. Это дает хорошую прибыль, ведь секс, во многом благодаря таким изданиям, стал важным элементом молодежной культуры. Издатели почему-то не задумываются об угрозе деградации целого поколения, или просто намеренно не обращают на это внимания. Редакторы, размещающие эротические материалы в молодежных развлекательных журналах, хорошо знают подростковую психологию и с успехом используют идею «наставничества». (Приложение 4)

Так формируется совершенно неадекватное мировоззрение подростков, происходит «сексуализация» юношеского сознания, оказывается негативное влияние  на морально-психологическое состояние молодого человека. [6]

Помимо этого, сегодня периодическая  печать воспитывает в подростках культ силы, агрессивность, нравственную вседозволенность, следствием чего является искаженное формирование их личности, девиантные и делинквентные формы поведения. Частое и подробное информирование в статьях о различных проявлениях насилия и жестокости способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи. Отрицательные эмоции, возникающие при восприятии фактов агрессии, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья подростков, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств.

Так же необходимо заметить, что нередко подростки, выбирая то или иное периодическое издание, ориентируются на наличие в нем информации о жизни известных в обществе людей. Важно то, что образы звезд вырисовываются тщательнее и гораздо более благосклонно, чем образы любой другой группы людей, упоминаемых в периодике. Кроме того, сами по себе кумиры как компоненты подростковой субкультуры эмоционально притягательны для данной категории читателей.

Отдельно следует отметить наличие в печатных изданиях рекламы, которая привлекает около четверти россиян (21%) (в сравнении, телевизионная реклама привлекает 61% россиян, реклама аддиктивного содержания транслируется в позднее время, чем обусловлено ее меньшее воздействие на подростков). Яркие фиксированные на бумаге аддиктивные образы заставляют подростка, да и любого другого человека, задержать на ней свое внимание; она заинтересовывает своим содержанием, вызывает ту или иную реакцию: обрадовать, заинтриговать, удивить, подбодрить. Хорошая реклама не только формирует в сознании потребителя представление о продукции, создает рекламный образ, но и побуждает в нем желание воспользоваться ею, то есть последовать неким ненавязчивым «советам». Это, в конечном счёте, и есть её главная задача.[12]

Все вышесказанное позволяет  говорить о том, что печатные тексты обладают «моделирующим» потенциалом  и задают определенные представления  о взрослых и взрослой жизни. Нередко  эти представления оказываются  ложными и негативно влияют на социальное становление подростков.

Достижения человека в области науки и техники  позволили появиться такому СМИ, как интернет. В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация  всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порожденная этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль. [4]

На сегодняшний день существуют отдельные исследования систем виртуальной реальности, выражающие различные мнения относительно будущности этих систем. Существует не мало оптимистических прогнозов, при которых исследователи, ученые аналитики с убеждением заявляют о том, что человечество, несомненно, ожидает полное возможностей цифровое будущее. Существуют и противоположные мнения, утверждающие, что свершившийся факт информационной революции и грядущее новое социально-информационное устройство общества, построенное на базе экономики, использующей высокотехнологические электронные инструменты, говорит о неблагоприятных последствиях для общества. Некоторые авторы убеждены, что системы виртуальной реальности ни в коем случае не должны интегрироваться с информационной системой интернет, а должны развиваться в замкнутом пространстве. В противном случае утверждают, к примеру, С. Нехаев и Н. Кривошеин – выступая в качестве катализатора, интернет во взаимодействии с виртуальной реальностью породят саморазвивающийся кибернетический организм – искусственный разум, последствия чего являются совершенно непредсказуемыми.[9]

Многие известные педагоги XX века придавали большое значение влиянию радио на социальное воспитание подростков. Радиопередачи доктора Януша Корчака знали все дети довоенной Польши. О значении радиопередач на личность подростка писали В. А.  Сухомлинский, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и другие.

Роль детского радиовещания в социальном воспитании  детей  отражена в работах Б. Г. Ананьева, Э. А. Гацци, Г. М. Андреевой, С. С. Батенина, Н. Винер, Н. Луман, Г. Лассуэлла, М. Роуг, П. Хесен, М. Ципро, С. Р. Фейчинова.

В последнее десятилетие  исследование данной проблемы  не было предметом специального изучения. В  то же время изменившаяся социокультурная  ситуация требует нового осмысления подростковых радиопередач как социально-педагогического явления.

В ходе проводимых исследований было выяснено, что детские радиопередачи  оказывают существенное влияние  на процесс социализации подростков. При этом прежде всего речь идет о формировании социального опыта  детей. Детские передачи реализуют воспитательную функцию, содержание которой определяется развитием мировоззрения ребенка, укреплением и становлением его интересов, различных социальных ролей в обществе. Радиопередачи осуществляют содержательно – деятельностную связь  между обществом и ребенком. А также в современных условиях необходим поиск новых форм организации радиопередач для подростков. Они должны отражать новые тенденции в развитии радиовещания и новые потребности школьников.

Давно известен феномен  уличного воспитания, когда социально запущенных детей формирует уличная среда: разновозрастное общение, присутствие криминальных элементов, неформальные объединения, нездоровый образ жизнедеятельности. Ребёнок находится под влиянием множества противоречивых факторов улицы, различных соблазнов и далеко не всегда выбирает правильный путь.

Аналогичная ситуация наблюдается  в информационной среде, которую  создают средства массовой информации. Хаос информационных потоков, над которыми никто не властен, часто приводит к тому, что усваиваются далеко не лучшие образцы поведения. Воздействие семьи в большинстве случаев минимально, школа также мало реагирует на информационные потоки, обрушивающиеся на ребёнка со стороны СМИ.[11]

Здесь должен вступить в  действие канал целенаправленной и  социально контролируемой деятельности по созданию условий для развития ребенка (подростка). Поэтому, в данном контексте речь должна идти, во-первых, о рационализации представлений школьников о том, какие фильмы они смотрят, во-вторых, об оптимизации подходов к работе с семьей в рамках вопроса влияния СМИ на социальное воспитание детей и подростков, в третьих, о реальном изменении телевизионных программ на каналах в пользу качественного смыслового кино и детских культурно-образовательных программ, в-четвертых, о четкой регламентации эфирного времени на трансляцию «агрессивной» телепродукции, в-пятых, о расширении педагогической технологии, называемой медиаобразованием, цели которой состоят в выявлении негативных явлении СМИ, развитии коммуникативных умений школьников, их общекультурного уровня, подготовке школьников жить в информационном пространстве.

Все названные  меры будут способствовать включению  в процесс социального воспитания канала самовоспитания, саморазвития – деятельности ребенка (подростка) как субъекта, проявляющего социальную активность и самореализующегося в обществе через умение противостоять негативному влиянию совокупности факторов процесса социализации.

Выявление круга  СМИ и целесообразное, педагогически  правильное управление взаимодействием  с ними ребенка в процессе его развития – основополагающее условие эффективной организации процесса социального воспитания, и, как следствие, всего процесса социализации растущего человека. [9]

Итак, средства информации действуют подобно педагогу, отбирающему, компонующему, интерпретирующему информацию. Реальный мир подменяется тем, который отображают СМИ, задавая при этом определённый угол зрения, заставляя зрителей думать так, а не иначе.

Ситуация обостряется  в связи с тем, что информационный рынок всё более ориентируется на вкусы потребителя. Сегодня каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию, выбрать любой информационный поток, к примеру, спорт, детективы, развлекательные шоу. Школьники могут сознательно избегать серьёзных образовательных передач, никогда не смотреть тех, что связаны с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. Осознанно или неосознанно в целях социальной или психологической защиты человек может отгородиться от реального мира, «свить» себе «информационный кокон», жить в иллюзорном информационном пространстве.

Возникает задача - защитить ещё не сформировавшуюся психику  ребёнка. Очевидно, что школьник не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен и отгораживаться от неё. Важно научиться интерпретировать информацию, понимать её суть, адресную направленность. Так же необходимо принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать её по заданным признакам.  Очень важным является переведение визуальной информации в вербальную знаковую систему, и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, знаковую систему, носитель или аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против», устанавливать целесообразные связи, вычленять главное в информационном сообщении, включать внешкольную информацию в систему формируемых в школе знаний, использовать эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации. [10]

2.2 Технология комплексной  социально-педагогической помощи  подросткам в рамках социального воспитания

 

Различные социальные институты по-разному влияют на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся  моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации СМИ, школа и другие общеобразовательные учреждения) – более активно, то есть решающим образом воздействуют (призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Средства массовой информации, в том числе и телевидение, функционируют не изолированно, а в социальном контексте: их деятельность и влияние опосредуются разнообразными субъектами социального управления. Поэтому социальный контроль над деятельностью средств массовой коммуникации может и должен осуществляться. Прогресс общества (нравственный, социальный, технический), преодоление имеющихся в нем пороков возможны только при условии нового подхода к содержанию информационных потоков, на основе адресуемых молодежи принципов экологии духа: гуманизма, соблюдения общечеловеческих ценностей, защиты прав ребенка, планетарного мышления. [22]

Очень важной проблемой  при рассмотрении влияния телевидения  на массы являются дети и подростки. Хотелось бы отметить, что они из-за отсутствия полного осознания границ реальности, все события, которые  происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, естественны и реальны.

Давно известен феномен  уличного воспитания. Аналогичная ситуация наблюдается в информационной среде, которую создают средства массовой информации. Хаос информационных потоков, над которыми никто не властен, часто приводит к тому, что усваиваются далеко не лучшие образцы поведения. Воздействие семьи в большинстве случаев минимально, школа также мало реагирует на информационные потоки, обрушивающиеся на ребёнка со стороны СМИ. [26]

Кроме информационного  шока, связанного с увеличением количества информации в связи с доступностью новых информационных технологий, люди получили шок от качества информации, в большинстве случаев навязывающих разрушение идеологических, нравственных барьеров.

Анализ ответов на вопрос: «От кого или от чего в  большей степени необходимо сегодня  защищать ребенка?» позволил представить  ранжированный список (в опросе участвовали 24 члена педагогического коллектива и 36 родителей подростков Шурскольской СОШ):

-  от насилия родителей  и соседей,

-  от насилия на  улице,

-  от насилия со  стороны сверстников, старших  по возрасту детей,

- от насилия и секса на телевизионном экране, в печати, в компьютерной сети,

-  от непрофессиональных  педагогов,

-  от него самого,

-  от ущемления прав  личности.

Масштаб и глубина  кризисных явлений в сфере  социализации подростков таковы, что  общество рискует не получить полноценной смены поколения. Сегодня чаще, чем раньше можно рассматривать подростка как жертву социализации, как объекта и субъекта виктимогенного микросоциума, где «голубой» экран, молодежный журнал, сообщение сайта, компьютерная игра играют не последнюю роль в порождении проблем: подростки – СМИ, подростки – деньги, подростки – секс.

В то же время, ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, неизбежно  входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание – он должен быть изменен или уничтожен. Иных вариантов решения создавшегося конфликта для таких подростков не существует. Обратим внимание на то, что негативное влияние транслируемой информации на личность подростка проистекает и от непрерывной демонстрации сцен насилия и поведения, отклоняющихся от нормы, пропаганды употребления психоактивных веществ (ПАВ). Подобная демонстрация способствует снижению чувствительности зрителя, особенно молодого, и его проявлению в реальной жизни. Такое последствие психологи называют «эффектом габитуализации» (привыкания). Кроме того, в результате восприятия сцен насилия, рекламы ПАВ у юных зрителей может сформироваться представление, что это вполне приемлемые средства разрешения конфликтных ситуаций в жизни.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка