Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
С помощью функций СМИ удовлетворяют разнообразные потребности нового поколения.
Их реализация направлена на результат – развитие личности, активизацию саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации.
Подразделение средств массовой информации на определенные виды позволяет говорить о своеобразии отдельного средства. Проанализировав каждое в отдельности, можно констатировать их особенности.
Самым распространенным в наше время СМИ стало телевидение, именно оно заменило собой и радио, и печать. Современное общество меньше стало обращаться к книгам, так как в связи со стремительно развивающимися технологиями, появились различные носители информации (диски), зачастую заменяющие литературу.
Наиболее мощно
телевидение влияет на
Недавно появившееся, но прочно вошедшее в общество средство – это интернет, который вносит огромный вклад в непрерывное функционирование информации. Это средство наиболее уникально по своей структуре, чем остальные. Оно окутывает общество в информационный мир, оставляя неизгладимый след в сознании людей. [14]
Печать помогает быстро распространять и хранить информацию, знакомиться с ней, иметь ее при себе и в любой момент применить в своих целях. Другим не менее важным СМИ является радиовещание. Несмотря на то, что в современном мире оно используется не очень широко, все же следует отметить тот факт, что радио активно и ненавязчиво влияет на постоянных слушателей и автолюбителей.
Можно констатировать тот факт, что СМИ оказывают огромное влияние на социальное воспитание подростков, удовлетворяя с помощью различных средств потребности, как общества в целом, так и каждого человека индивидуально.
СМИ обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека или группу. [5]
Если разобраться в этом процессе более глубоко, то можно увидеть, что СМИ во многих случаях становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждение их к тем или иным активным действиям.
Как известно, влияние – это процесс и результат изменения СМИ поведения людей (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ними. Ненаправленное влияние – это влияние, при котором индивид не ставит перед собой задачу добиться определенных результатов от объекта влияния. При этом эффект воздействия проявляется в механизмах зарождения и подражания со стороны объекта влияния.
В основном преобладает психологическое влияние, то есть воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Очень важно, особенно молодому поколению научиться противостоять чужому влиянию, которое является сопротивлением воздействию другому человеку с помощью психологических средств. [7]
Ведущая роль здесь принадлежит инициатору влияния - тому, кто первым предпринимает попытку влияния. Заняв лидирующую позицию, выбирает адресата влияния – это тот, к кому обращена первая попытка влияния. Однако в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как инициатором, так и адресатом влияния.
Рассматривая влияние СМИ нельзя не отметить процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль, сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других людей себе, своим планам, замыслам, желаниям. [22]
Во многих случаях СМИ становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования их мировоззрения, побуждая к различным активным действиям.
Формирование у растущего человека информационно-педагогической культуры является одним из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
Существуют внешние и
- внешние факторы влияния – условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия.
-внутренние факторы влияния – существенные обстоятельства, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации: цели и стратегия организации, ее кадровый потенциал, финансовые ресурсы, организационная культура.
СМИ сегодня – это мощный фактор влияния на психическое здоровье людей. Особенностью этого влияния является использование сильных средств на чувства людей: [18]
Внешняя среда, в понятие которой входят и социальное окружение, и общество в целом, имеет важнейшее значение в достижении здоровья человека. Общество может, как способствовать, так и препятствовать развитию действительно здорового человека. Для этого оно создает определенные модели поведения для человека. Одним из основных каналов реализации подобных моделей поведения выступают средства массовой информации.
Психологическое влияние СМИ осуществляется для достижения трех целей:
1. Для удовлетворения
своих потребностей с помощью
других субъектов или их
2. Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3. Для преодоления
пространственно–временных огра
В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей влияния. Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования. В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого – преодоление пространственно временных ограничений своего существования. [8]
Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями зачастую не осознаются или тщательно скрываются.
При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группу и их последствия. К таким теориям относятся:
- теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от двух до четырех часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию, способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ;
- теория культивирования (постепенное формирование образа мысли). Увеличивающееся, многократное действие СМИ на протяжении длительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведение предвыборных кампаний и другое;
- теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщение СМИ одинаково, то есть у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач;
- теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более близком взаимодействии. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал. [15]
Механизмы влияния СМИ на личность обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности.
Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:
Так же выделяю виды влияния СМИ на личность:
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка