Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

С помощью функций СМИ удовлетворяют разнообразные потребности нового поколения.

Их реализация направлена на результат – развитие личности, активизацию саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации.

Подразделение средств  массовой информации на определенные виды позволяет говорить о своеобразии отдельного средства. Проанализировав каждое в отдельности, можно констатировать их особенности.

Самым распространенным в наше время СМИ стало телевидение, именно оно заменило собой и радио, и печать. Современное общество меньше стало обращаться к книгам, так как в связи со стремительно развивающимися технологиями, появились различные носители информации (диски), зачастую заменяющие литературу.

 Наиболее мощно  телевидение влияет на подростков  с помощью рекламы, которая стремительно погружает сознание людей в атмосферу позитива и негатива. Она активно воздействует на эмоции и чувства с помощью различных специфических приемов.

Недавно появившееся, но прочно вошедшее в общество средство – это интернет, который вносит огромный вклад в непрерывное функционирование информации. Это средство наиболее уникально по своей структуре, чем остальные. Оно окутывает общество в информационный мир, оставляя неизгладимый след в сознании людей. [14]

Печать помогает быстро распространять и хранить информацию, знакомиться с ней, иметь ее при себе и в любой момент применить в своих целях. Другим не менее важным СМИ является радиовещание. Несмотря на то, что в современном мире оно используется не очень широко, все же следует отметить тот факт, что радио активно и ненавязчиво влияет  на постоянных слушателей и автолюбителей.

Можно констатировать тот  факт, что СМИ оказывают огромное влияние на социальное воспитание подростков, удовлетворяя с помощью различных  средств потребности, как общества в целом, так и каждого человека индивидуально.

 

1. 2. Воздействие средств массовой информации на  личность и группу

Воздействие средств массовой информации на личность и группу

СМИ обладают огромными  возможностями влияния на личность и массы. Существует выражение  «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека или группу. [5]

Если разобраться в этом процессе более глубоко, то можно увидеть, что СМИ во многих случаях становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждение их к тем или иным активным действиям.

Как известно, влияние – это процесс и результат изменения СМИ поведения людей (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ними. Ненаправленное влияние – это влияние, при котором индивид не ставит перед собой задачу добиться определенных результатов от объекта влияния. При этом эффект воздействия проявляется в механизмах зарождения и подражания со стороны объекта влияния.

В основном преобладает психологическое  влияние, то есть воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Очень важно, особенно молодому поколению научиться противостоять чужому влиянию, которое является сопротивлением воздействию другому человеку с помощью психологических средств. [7]

Ведущая роль здесь принадлежит инициатору влияния - тому, кто первым предпринимает попытку влияния. Заняв лидирующую позицию, выбирает адресата влияния – это тот, к кому обращена первая попытка влияния. Однако в процессе  межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно  как инициатором, так и адресатом влияния.

Рассматривая влияние  СМИ нельзя не отметить процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль, сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других людей себе, своим планам, замыслам, желаниям. [22]

Во многих случаях  СМИ становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования их мировоззрения, побуждая  к различным активным действиям.

Формирование у растущего  человека информационно-педагогической культуры является одним из показателей  его воспитанности. Она проявляется  в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Существуют внешние и внутренние факторы влияния СМИ на личность:

- внешние факторы влияния – условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия.

-внутренние факторы  влияния – существенные обстоятельства, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации: цели и стратегия организации, ее кадровый потенциал, финансовые ресурсы, организационная культура.

СМИ сегодня – это  мощный фактор влияния на психическое  здоровье людей. Особенностью этого  влияния является использование  сильных средств на чувства людей: [18]

  • это поток крови, жертв террористических актов и стихийных бедствий;
  • это фильмы-катастрофы и боевики;
  • это криминальные хроники;
  • это фильмы ужасов и фантастика с показом монстров из внеземных цивилизаций;
  • это статьи с ужасающими фактами;
  • это рубрики газет и журналов с ошеломляющими названиями.

Внешняя среда, в понятие  которой входят и социальное окружение, и общество в целом, имеет важнейшее  значение в достижении здоровья человека. Общество может, как способствовать, так и препятствовать развитию действительно здорового человека. Для этого оно создает определенные модели поведения для человека. Одним из основных каналов реализации подобных моделей поведения выступают средства массовой информации.

Психологическое влияние СМИ осуществляется для достижения трех целей:

1. Для удовлетворения  своих потребностей с помощью  других субъектов или их посредников;

2. Для подтверждения  факта своего  существования и  значимости этого факта;

3. Для преодоления  пространственно–временных ограничений собственного существования.

В первом случае психологическое влияние  используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а  не собственно потребностей влияния. Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования. В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления  всего живого – преодоление пространственно временных ограничений своего существования. [8]

Субъект может предпринимать  попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями зачастую не осознаются или тщательно скрываются.

При изучении проблем воздействия  СМИ на аудиторию применяются  определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группу и их последствия. К таким теориям относятся:

- теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от двух до четырех часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию, способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ;

  • теория социального научения. Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя  в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место: наличие примера, запоминание модели поведения, осмысление действий, мотивация, реализация модели поведения;

- теория культивирования (постепенное формирование образа мысли). Увеличивающееся, многократное действие СМИ на протяжении длительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведение предвыборных кампаний и другое;

- теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщение СМИ одинаково, то есть у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач;

- теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более близком взаимодействии. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал. [15]

Механизмы влияния СМИ на личность обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию  и таким образом оказывают существенное  давление на мировоззрение и проявление активности.

Действенность влияния  СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

  • актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);
  • настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая  важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение  зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя  на восприятие именно той информации, которую ему  «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач:
  • соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;
  • эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком  индивидуальном эмоциональном  сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. [3]

Так же выделяю виды влияния СМИ на личность:

  • аргументация - высказываются и обсуждаются доводы в пользу определенного решения  или позиции с целью формирования или изменения отношений собеседника к данному решению или позиции;
  • самопродвижение – объявляются свои цели и предъявляются свидетельства своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество на выборах при назначении на должность;
  • манипуляция -  скрыто побуждают адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий необходимых для достижения инициатором своих собственных целей;
  • заражение – передают свое состояние или отношение другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может, как произвольно, так и непроизвольно, усваиваться также произвольно или непроизвольно;
  • пробуждение импульса к подражанию – способны вызвать стремление быть подобным себе. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения или образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным;
  • формирование благосклонности – привлекают к себе непроизвольное внимание адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности, привлекательности, высказывание неблагоприятных суждений об адресате, подражание ему или оказание ему услуги;
  • просьба – обращаются к адресату с призывом удовлетворить потребности или желание инициатора воздействия;
  • игнорирование – умышленно невнимательны, рассеянны по отношению к партнеру его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости допущенной партнером;
  • принуждение – заставляют человека  выполнять  определенные действия с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних двух случаях  принуждение перестает быть собственным  психологическим средством влияния;
  • нападение – внезапно атакуют чужую психику, совершая с сознательным намерением или без такового, и является формой  разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное суждение поношение или осмеяние его дел и поступков;  напоминание о постыдных или оскорбительных фактах или биографии безапелляционное навязывание своих советов;
  • внушение – сознательно неаргументированно воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение состояния, отношения к чему-либо и создание предрасположенности к определенным действиям.[20]

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка