Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое  воспитательное воздействие на детей, причем, иногда в силу распространенности подобных явлений среди подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. Однако тревогу должны вызывать не сами эти увлечения, а долговременные последствия, связанные, например, с отвлечением внимания подростков от других, более серьезных источников личностного развития.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой  означает, что они вообще не оказывают  никакого влияния на личность подростка. Следование одной и той же культуре моде, проявление интереса к одним  и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди определенных взглядов. Это ориентирует подростков на выбор круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.

Одно из наиболее примечательных явлений, связанных с подростковым возрастом, - это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме  в течение всей последующей жизни человека.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Первая ступень – физическое и волевое самовоспитание, улучшение таких качеств, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе. Вторая ступень – это нравственное самосовершенствование. Цель самовоспитания в это время – духовное и моральное развитие, понимаемое как выработку у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности другу, любимому человеку, готовности прийти на помощь.

Через набор этих жизненно важных качеств подросток социализируется и приобретает социальный опыт, который напрямую зависит от того, как влияют институты социализации на его развитие, в том числе и СМИ. [24]

                                              

 

Глава II Практическая работа по проблеме влияния СМИ на социальное поведение подростка

2.1 Анализ влияния средств  массовой информации на социальное

поведение подростка

Результаты воздействия СМИ  могут быть самыми различными. Они  влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. B частности:

  • поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;
  • установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;
  • когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение и их информированности, суждениях;
  • последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;
  • психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;
  • физиологические последствия. Информация, которая воспринилнается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оцeнить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеpистики кожи и по другим признакам. Пpосмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения . [25]

СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые  необходимо учитывать социальному  педагогу в работе с подростками (табл.1).

Таблица 1

Положительные и отрицательные стороны СМИ

Положительные стороны СМИ

Отрицательные стороны СМИ

Массовость

Однообразие в мышлении, ощущениях

Эффект непосредственного  участия

Формирование пассивного восприятия мира

Получение знаний о мире

Иллюзия знания

Скорость передачи информации

Нарушение внутреннего  ритма, выработка автоматизма

Проживание определенного  жизненного опыта

Превалирование эмоций, отключение разума

Всепроникаемость

Наркотический эффект

Просмотр большого количества фильмов

Привитие плохого вкуса  к разным видам искусства

Спокойная (домашняя) обстановка пользования

Иллюзия одиночества

Легкость, дешевизна и  удобство  использования

Противоречивость информации

Долгая сохранность

Случайный характер воздействия  на человека

Возможность сохранения и передачи информации

Эффект четвертой власти

Уникальная возможность  быстрого и легкого обучения на дому

Нарушение режима здорового  образа жизни


 

Изложенное требует  учета особенностей информационных программ для использования в  социально-педагогической работе с  человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.

Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно-педагогическую культуру, которая является одним из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании. [11]

Такая культура формируется, прежде всего, в семье с раннего  возраста ребенка. Данный факт требует  от родителей внимательного отношения  к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно использовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей называется педагогизацией информационной среды ребенка. Ей занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. B их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.

Социальное воспитание представляет взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание, являясь составной частью относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и диссоциальным воспитанием),  реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование), стимулирование самообразования в области взаимодействия со СМИ. [5]

Надежно ограничить негативные последствия деятельности СМИ можно с помощью их соответствующей общественной организации.

Но ни газеты, ни радио, ни кинематограф (кинотеатры, кинозалы) не смогли взять человечество, в  плен информации так крепко, как  телевидение - домашний, индивидуализированный источник связи с миром.

Телевидение стало мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. В отличие от других СМИ телевидение не только информирует о том, что происходит в мире, но и дает изображение происходящего, создавая иллюзию присутствия зрителей на месте событий, то есть телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида.

По данным социологов [3]  в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки, то есть от 60 до 90% свободного времени люди проводят у телевизора. По данным опроса, проводимого среди учащихся 7 - 9 классов (всего было опрошено 56,6% девочек и 43,4% мальчиков) в форме индивидуального интервью по статистически репрезентативной выборке в объеме - 58 учащихся Шурскольской средней общеобразовательной школы Ростовского района Ярославской области более 60% учащихся отметили, что в будние дни на просмотр телевизора затрачивают от 2 до 5 часов в сутки. Только 24,7% учащихся в среднем тратят на просмотр 1 -2 часа. Если учесть, что продуктивное время составляет от 12 до 16 часов в сутки при норме времени на учебу 6-8 часов, то, в среднем, более чем половина учащейся молодежи, свободное время посвящает только просмотру телевизора. Книги, спорт и другие занятия отходят на второй план. На этом фоне перспективы интеллектуального роста и физического развития молодежи приобретают острый проблемный характер, требуют крайне внимательного отношения со стороны и родителей и общества. Временные затраты на просмотр телевидения в выходные дни увеличивается: и если в будни только 5% детей находятся у телевизора более 7 часов, то в выходные - в три раза больше -16,7%. Таким образом, современный школьник, имея значительное количество свободного времени, проводит его однообразно - у телевизора, не проявляя заметного интереса ни к саморазвитию, ни к физическому совершенствованию, используя только возможности телевидения. (рис. 1-2)

Диаграмма 1. Временные затраты школьников на просмотр телевидения в будние дни

 

Диаграмма 2. Временные затраты школьников на просмотр телевидения в выходные дни

 

Телевидение лидирует среди других средств массовой коммуникации, в первую очередь, по силе убеждающего воздействия, доверия граждан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному. [12]

Наиболее  мощное воздействие телевидения  по сравнению с другими средствами массовой коммуникации объясняется присущим телевидению свойством, называемым «визуальным давлением», то есть зрительным образом информации. В большей степени, телевидение воспринимается как «гарантия реальности происходящего». Тем самым внедряется в общественное сознание установка на определенные образцы жизни, поведения, отношения к миру, людям, к самому себе.

По мнению психологов, в первую очередь этому  податливы дети и подростки. "Ребёнок начинает воспринимать и переживать себя в качестве "социального индивида", и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. В период подросткового возраста часто уже складывается достаточно определённая, относительно устойчивая направленность личности".[20]

Известно, что  дети легко перенимают новые для  них формы агрессивного поведения путем научения посредством наблюдения. Причем, нет необходимости наблюдать непосредственно социальные образцы такого поведения, а достаточно их символического изображения - в фильмах, компьютерных играх - для того, чтобы у наблюдателей возник эффект научения. Вслед за просмотром очередного триллера или боевика, где показаны успешные и безнаказанные насильственные действия, у детей возникает иллюзия (психологическое состояние) допустимости преступных действий и представления о бездейственности норм морали и права. Экспозиция образцов насилия может вооружать детей и подростков новыми моделями агрессивного поведения, не входившими ранее в их поведенческий репертуар. В настоящее время телевидение, как никакое другое из средств массовой информации, обладает большим потенциалом воздействия на сознание детей и подростков и является мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. [13]

Таким образом, вопрос влияния телевидения на психику  ребенка является достаточно сложным  и противоречивым, отечественная статистика по проблеме «агрессивного» телевидения практически отсутствует.

Актуальной  становится необходимость проведения разноплановых исследований в этом направлении, задачами которых являются:

  • определение доли детских передач и фильмов;
  • изучение и анализ телевизионных предпочтений учащихся;
  • определение удельного веса телепродукции агрессивного содержания;
  • изучение общей тенденции и определение масштабов агрессивной телепродукции на телевидении;
  • изучение и анализ семантических характеристик «агрессивных» названий телефильмов;
  • изучение характера публикаций по проблеме  влияния на личность городских и региональных СМИ;
  • выявление функций прессы в освещении данной проблемы;

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка