Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

У подростковой аудитории есть свои собственные  предпочтения, которые представлены на рис.3.

Диаграмма 3. Жанровые телевизионные предпочтения

 

Результаты  исследования показывают, что наиболее популярным телевизионным жанром среди школьников является жанр комедии. Этот жанр лидирует по всем возрастным группам. Такой выбор в большей степени обусловлен, с одной стороны, возрастными особенностями подросткового возраста (определенная инфантильность в восприятии действительности); с другой стороны - спецификой комедийного жанра, направленного на снятие напряжения и предполагающего субъективно упрощенного восприятия сюжета, не требующего серьезных раздумий, чувства эмпатии; с третьей стороны - комедии, как правило, демонстрируются в вечернее время (до 23 часов) либо в выходные дни, когда дети отдыхают дома. [18]

Жанр «ужасов» занимает второе место в рейтинге предпочтений школьников по всей выборке. В качестве «предпочитаемого» он был назван более чем у 66% от числа опрошенных подростков, причем наиболее популярным этот жанр является для девочек, нежели, чем для мальчиков. Такое распределение ответов вызывает определенные опасения и выглядит несколько противоестественным.

В целом, данный выбор  детей в пользу лидерства комедий  и фильмов «ужасов» может свидетельствовать о том, что дети выбирают фильмы, где фактически нет необходимости думать и анализировать. В первом случае - они просто расслабляются и получают удовольствие, во втором случае - происходит выброс адреналина в большей степени не на фоне осмысления сюжетной канвы фильма, а на основе примитивного страха. Важно отметить, что интерес к такому роду телевизионной продукции возрастает по мере взросления респондента.

Третье место заняли сериалы, мелодрамы, драмы - 53,0%. При  этом наибольшую популярность они имеет  у девочек, что является вполне закономерным и не требует комментариев.

Боевики, триллеры и фантастика занимают 4-5 место в нашем рейтинге (39,9% и 38,4% соответственно); данный показатель коррелирует с полученным в ходе контент-анализа результатом по этим жанрам, где они занимают 5-6 место. Основной аудиторией, которая смотрит боевики, триллеры и фантастику являются мальчики 8-9 классов - 64,5% .

Приключения предпочитают смотреть 30,3% учащихся. Причем определенной зависимости популярности этого  жанра от пола не прослеживается: приключения  одинаково смотрят и мальчики (48,3%) и девочки (51,7%). Однако интерес к такому роду фильмов несколько больше проявляют семиклассники - 36,6%; чуть более 33% - восьмиклассников и 30% учащихся 9-х классов.

Седьмое место в рейтинге телевизионных предпочтений занимает жанр эротики -14,6%. Основными потребителями этой телевизионной продукции являются мальчики (75,9%) 14-15 лет - 82,8% (от числа учащихся, отметивших данный жанр). Повышенный интерес к жанру эротики в этом возрасте объясняется физиологическими особенностями организма подростков.

Завершают рейтинговую  таблицу исторические картины - 12,7% и детективы - 8,1%. Свои предпочтения этим жанрам отдали по 6,5% учащихся 7-8 классов  и 7,5% - учащихся 9-х классов от общего числа опрошенных. Четко выраженной зависимости выбора данных жанров от пола не наблюдается: порядка 5 - 6,5% мальчиков и 5 - 7% девочек отдали свой «голос» в пользу исторических картин и детективов. (Приложение 1)

Итак, самым мощным средством  влияния на личность, как мы выяснили является телевидение. Наиболее сильное его воздействие по сравнению с другими СМИ объясняется присущим ему свойством, называемым «визуальным давлением», то есть зрительным образом информации. Телевидение, являясь источником информации о противоправном поведении, формирует представление о том, что данное поведение имеет место быть популярным в современном обществе. Таким образом, происходит некая социализация агрессии, идет процесс (и далее, как результат) усвоения детьми навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения ребенком социального опыта. Проблема влияния телевидения, стала одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и социологии. Изучение взаимосвязи телевидения и агрессивности и, как следствие, увеличение доли противоправных действий в среде несовершеннолетних, находится в центре их внимания. [5]

В России изменения, которые способствовали увеличению доли художественных фильмов, носящих агрессивный характер, произошли в начале 90-х годов. Уменьшение государственного вмешательства в работу телевидения привело к тому, что боевики, триллеры, фильмы ужасов, эротика и порно заполнили телеэфир плотным графиком. Во главу угла в первую очередь встал рейтинг каналов, который возрастает, в большей степени, за счет зрелищности предлагаемых фильмов. (Приложение 2)

В целях изучения данного направления были проанализированы телевизионные программы основных федеральных и региональных каналов (ОРТ, РТР, НТВ, НТМ, Гортелеканал). Подсчет общего количества художественных фильмов (по жанрам: боевик, детектив, драма, приключения, триллер, ужасы, эротика) и детских передач, идущих каждый день представлены на рис.4.

Диаграмма 4. Доля художественных фильмов на каналах

(в %, от общего числа  телепрограмм)

 

По результатам настоящего исследования порядка 35% всего эфирного времени занимают художественные фильмы, из них около 13% носят агрессивный характер.

В ходе исследования были проанализированы названия художественных фильмов, транслируемые обозначенными  каналами, выделены «агрессивные» названия, которые и подвергались анализу.

Важно отметить, что наиболее «агрессивными» каналами, по данным исследования, выступают телеканалы НТВ и НТМ, а также Гортелеканал, ненамного уступающий по количеству «агрессивных» фильмов независимым телекомпаниям (разница составила 0,3%). Несколько иная ситуация наблюдается на российских телеканалах ОРТ и РТР, где уровень «агрессивности» колеблется в пределах 9-13%. Вероятно это объясняется их государственной принадлежностью и, соответственно, определенным контролем за содержанием демонстрируемых художественных фильмов и программ. [14]

Исследуемые агрессивные  названия условно были разделены  на 7 групп:

  1. Названия, отображающие агрессивные действия.
  2. Названия, где фигурируют агрессивные персонажи или их жертвы.
  3. Названия, в основе которых лежат объекты, при помощи которых совершаются агрессивные действия.
  4. Названия, в которых фигурируют агрессивные животные.
  5. Названия, где звучит тема смерти.
  6. Названия, носящие характер приказа или побуждения к агрессивным действиям.
  7. Названия, в которых обозначены негативные эмоциональные состояния или характеристики.

В целом процентное распределение по категориям представлено на рис.5.

 

Диаграмма 5. Категориальное распределение по всем каналам художественных фильмов, имеющих агрессивное название (в %, от общего числа фильмов, имеющих агрессивное название)

 

В телекоммуникациях  имеет место взаимодействие между  каналом и аудиторией, происходящее в собственном физическом пространстве зрителя - у него в доме. В основе эффекта непосредственного присутствия  лежит придание такому взаимодействию иллюзии индивидуального общения, с глазу на глаз. Поэтому, анализ телевизионных программ основных федеральных и региональных телевизионных каналов: ОРТ, РТР, НТВ, НТМ, Гортелеканал в жизненный ритм и свою внутреннюю (содержательную) структуру. (Приложение 3)

На данный момент в современной психологии существуют три основные гипотезы, которые объясняют механизм влияния сцен насилия на поведение человека, в частности детей и подростков.

Первая - гипотеза «модели». Согласно ей, агрессивное поведение человека возникает вследствие наблюдения и копирования агрессивных действий его социального окружения (родителей, родственников, телегероев). Именно их ребенок копирует, перенимая их роли и поведение.

Вторая - гипотеза «катализатора». Согласно этой гипотезе, сцены насилия служат стимуляторами возбудимости и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, оказывающего содействие протеканию химической реакции).

Эти обе гипотезы объединяются общим заключением: демонстрация насилия оказывает содействие развитию агрессивности в их зрителях. Эта точка зрения была подтверждена в 1993 году Американской Психологической Ассоциацией.

Третья - гипотеза «катарсиса». Она была основана на результатах некоторых исследований, которые, наоборот, указывали на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода «катарсис» - скидывание эмоционального напряжения. Но вместе с этим наблюдалось повышение уровня толерантности (терпимости) к актам насилия.[1]

Но, так или иначе, результаты большинства проведенных исследований (по большей части в США) подтверждают гипотезу «модели».

Учитывая четко выраженную ориентацию российского телевидения на западную, в частности американскую культуру, можно сделать вывод о том, что обозначенная проблема в полном объеме касается и отечественной молодежи. Анализ телепрограмм показывает, что в среднем в будние дни телепередачи и фильмы, в которых затрагивается тематика противоправного характера, составляют 30-40 % телеэфира.

Необходимо отметить, что зарубежная (особенно американская) телепродукция  более часто имеет «агрессивную» окраску, нежели отечественная. В целом, по результатам исследования названий телепродукции пяти указанных телеканалов, почти каждый шестой фильм имеет «агрессивное» название, соответственно, и содержание. Известно, что название действует как ярлык, в какой-то степени раскрывая содержание объекта и формируя установку на его восприятие.

Криминальная проблематика пользуется у населения страны повышенным интересом. По данным нашего исследования, информация на криминально-правовую тему присутствует практически в 40% случаев в каждом выпуске новостей, и около 15% эфирного времени телекомпаний, затрагивающих в своих репортажах правоохранительную тематику. Особое значение придается информации, которая может вызывать большой общественный резонанс: наиболее часто освещаются сведения о криминальных происшествиях за сутки и также о расследовании конкретных уголовных дел.

В целом, большинство проанализированных программ содержали описание жестоких подробностей криминального насилия, поэтапный «расклад» технологии совершения преступлений. Транслируемая информация носила циничный, кощунственный стиль изложения и нагнетала чувство страха, беспомощности. Важно заметить, специфика показа картины преступности в документальных репортажах, в частности, изображение криминальных событий в отрыве от социальных и межличностных взаимодействий, поверхностный стиль изложения способствуют распространению чувства страха, агрессивности, социального деструктивизма. Безусловно, такие репортажи могут оказывать влияние на зарождение и воспроизводство агрессивно-насильственного поведения у детей и подростков, реализуемого по механизму социального научения. [17]

Таким образом, современный школьник, имея значительное количество свободного времени, проводит его однообразно - у телевизора, не проявляя заметного интереса ни к саморазвитию, ни к физическому совершенствованию, используя только возможности телевидения. В многомерном распределении телевизионных предпочтений учащихся можно выделить 3 основных измерения, на базе которых формировалась оценка респондентами телевизионных предпочтений: зрелищность, содержание фильма и время показа. Эти факторы составляют ядро детерминанты телевизионных пристрастий современных школьников как определенного социокультурно обусловленного процесса.

На основе изучения аналитических, данных можно говорить, что СМИ, в частности телевидение, в определенной степени способны стимулировать рост агрессивности подростков. Оно может выступать неким «толчком» для отреагирования детей на неразрешенные внутренние или социальные конфликты. Искусственный мир, создаваемый на экранах телевизоров, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов в реальной жизни. Однако «добро» и «зло» существуют в несколько растворенной форме.

Теперь обратимся к  проблеме анализа воздействия печати на развитие подростков. По нашему мнению, можно определить ряд положительных  сторон при контакте подростка с  печатным изданием. Во-первых, у него имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска, и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, повторное ознакомление. Во-вторых, у подростка есть возможность самому анализировать информацию. [7]

Необходимо отметить, что журналы  и газеты – это один из каналов, по которым подросток получает информацию о том, что такое быть взрослым. Периодическая печать является для подростков своеобразным средством общения с взрослыми. Но следует помнить, что при определенных условиях они способны выполнять и обратную задачу, что обусловлено их особым положением в информационном пространстве, которое печать создает, воспроизводит и беспрерывно насыщает своеобразным содержанием. За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих СМИ на психическое здоровье подростков.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка