Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
СМИ используют в рекламе такие глубинные мотивы влияния, как:
Можно сделать вывод о том, что объем рекламы в деятельности СМИ высок, то есть путем размещения рекламы СМИ обеспечивают для своей деятельности определенные денежные средства, следовательно, основной источник дохода СМИ – это реклама. Из этого можно сделать вывод, что реклама, использующаяся в СМИ, достигает своей цели, так как иначе рекламодатели не пользовались бы услугами СМИ. [25]
В СМИ появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии интернета, в частности на психику подростков. Занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя жизнью компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Люди, игравшие в виртуальные игры, значительно сильнее испытывают физиологическое возбуждение, а так же большее количество агрессивных мыслей.
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то депривация общения, вызванная компьютером, представляется наиболее драматичной. Негативную картинку дополняют соматические нарушения, которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков. [12]
С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим влиянием. «Общение» с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Однако распространение систем виртуальной реальности набирает обороты и в производственной сфере деятельности человека. Все большее количество вовлекающихся в общение с виртуальной средой людей порождает и другую тенденцию к виртуальной аддикции (нехимической психологической зависимости человека от систем виртуальной реальности). В какой степени зависимость от виртуальной реальности может повлиять на изменение сознания человека, сейчас очень сложно спрогнозировать. Гипермотивированность, которая может лежать в основе виртуального героя, которого без проблем можно воскресить, начав новую игру. С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности – это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.[19]
Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:
Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает.
Еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиовещание имеет и отрицательные стороны, так как является принудительным – передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому не возможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.
Следует отметить, что хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный период времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет оптимальной. [2]
СМИ являются чрезвычайно важным институтом, оказывающим влияние на развитие всех познавательных процессов подростка, на формирование будущей личности.
Наиболее сильное и глубокое воздействие СМИ оказывают именно на подростка, в связи с тем, что в этом возрасте происходит перестройка физиологических и психических процессов организма.
Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, которые стремятся в этом случае отодвигать его на стадию первичной адаптации. [15]
Множественность, легкость,
сменяемость и содержательные различия
референтных групп, тормозя прохождение
фазы интеграции, создают вместе с
тем специфические черты
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Так как в подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания, то ребенок начинает обращать особое внимание на свои недостатки. В связи с этим подростки подражают родителям, кумирам, старшим товарищам. Именно в этот момент важным является положительный пример взрослых.
В 7-х – 8-х классах подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. В это время они любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои, обладающие нужными качествами характера, мужеством и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводят в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные в фильмах.
Общая логика всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами. Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя и, наконец, приступает к их самовоспитанию. [13]
В этом возрасте дети становятся более чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встает проблеме морально-этического характера, связанными с интимными человеческими потребностями. У подростков появляется способность контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст – это время обостренного стремления к пониманию и оценке самого себя, к формированию целостного непротиворечивого образа «Я».
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающего мира. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.
В связи с наступлением подросткового возраста ребенок большую часть своего времени начинает проводить вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми. Да и физически находясь дома, он уже фактически, большей частью вне его, думая и размышляя о внесемейных делах. Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, СМИ и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции подростка, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в круге семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет. [17]
Важным средством воспитания,
связанным с формированием
Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать СМИ и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в выборе сообщений СМИ, в их содержании, в их комментировании.
Интересоваться журналами и газетами подростки начинают именно в этом возрасте. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.
Очень важным является формирование у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую.
Желательно, чтобы информирование о социальных, экономических, политических и культурных событиях в семье и школе стало популярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься не только учителя и семья, но и сами дети. Тогда у них вырабатывается потребность в общении к СМИ и культуры, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо детям и родители и учителя постоянно должны иметь ввиду личностно-развивающий эффект обращения к СМИ, ее воспитательное значение. [13]
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка