Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Файлы: 1 файл

последний диплом (2).doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Ответы на вопросы  теста «Телевидение — ваш друг или враг?».

Высказывание

Да

Нет

1. Вы изучаете программу  телевидения в газетах и выбираете  передачи, которые вам интересны

 

 

 

 

2. Каждую неделю вы  смотрите передачи, которые считаете образовательными или просветительскими   

 

 

 

 

3. В основном вы  смотрите какую-либо определенную  передачу (приключения, сериалы,  ток-шоу, музыкальные каналы)

 

 

 

 

4.  Вы часто забываете  про уроки, когда хотите смотреть  телевизор

 

 

 

 

5.  Вы совмещаете телевидение с другими, видами умственной деятельности, например с чтением, учебой, написанием письма

 

 

 

 

6.    Вы предпочитаете  ходить туда, где есть телевизор

 

 

 

 

7.    В вашей  семье бывают ссоры из-за того, сколько времени проводить у  телевизора       

 

 

 

 

8.  Когда к вам  в гости приходят друзья, вы  выключаете телевизор, если только  они не выразили интереса к  какой-нибудь передаче

 

 

 

 

9. Телевизор во время  еды — это замечательный способ  заставить детей вести себя  тихо и хорошо

 

 

 

 

10. Вы хотели бы иметь последнюю модель телевизора, даже если испытываете большую потребность в других вещах

 

 

 

 

11. Никого не должно  касаться, как громко у вас  включен телевизор

 

 

 

 

12. Телевидение заменило  много других увлечений и способов  отдыха, от которых люди могли бы получать удовольствие

 

 

 

 

13. Иногда вы сомневаетесь  в некоторых фактах или утверждениях, услышанных по телевизору

 

 

 

 

14. Когда никто другой  не смотрит телевизор, вы часто,  включив его, уже не выключаете

 

 

 

 

 

 

1. Да – 5

4. Нет — 10

7. Нет — 10

10. Нет — 10

13. Да — 5

2. Да — 10

5. Нет — 5

8. Да — 10

11. Нет—10

14. Нет — 10

3. Нет — 5

6. Нет — 5

9. Нет — 10

12. Нет — 10


 

 

Приложение 6

Упражнения «Лабиринт»

Описание упражнения

На полу помещения, где  проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной па плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Психологический смысл упражнения

Разминка, тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда  нужно руководить действиями другого  человека или, наоборот, довериться ему  и выполнять его команды. Совершенствование взаимопонимания.

Обсуждение

Что каждому участнику  оказалось проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это  связано? Какие эмоции возникали  в том и в другом случае? Что  препятствовало взаимопониманию, а  что, наоборот, облегчало его? Кому из участников и насколько привычна и комфортна ситуация, когда окружающие оказывают па него влияние? А когда он сам влияет па других?

«Бесконечное  уточнение»

Описание упражнения

Упражнение направлено на ознакомление с техникой нейтрализации зарождающихся конфликтов. Ее суть состоит в том, что человек, к которому обращаются с фразами, способными спровоцировать конфликт (конфликтогенами), не отвечает на них и не возражает, а стремится разрядить ситуацию, задавая уточняющие вопросы, примерно таким образом.

«Ты одета как неряха!» - «Какая именно деталь моей одежды плохо  выглядит?»

«На тебя никогда ни в  чем нельзя положиться!» - «Чем я  тебя подвел?»

Упражнение выполняется  в тройках. Два участника договариваются между собой, по какому поводу они будут «наезжать» на третьего (это могут быть детали его одежды, какие-либо особенности его появления и т. п.), после чего начинают поочередно говорить ему обвиняющие фразы. Его задача – не отвечая па них по существу и не переходя к встречным обвинениям, реагировать только уточняющими вопросами (2-3 минуты). Роль участника, к которому обращаются с обвинениями, может оказаться для подростков довольно сложной (но одновременно ее исполнитель получает более ценный жизненный опыт, чем другие игроки). Поэтому на нее рекомендуется приглашать участников только добровольно, а сразу после окончания очередного раунда игры давать им возможность поделиться своими чувствами.

Психологический смысл упражнения

Обучение одному из способов нейтрализации зарождающегося конфликта, основанному на задавании уточняющих вопросов вместо перехода к оправданиям или встречным обвинениям.

Обсуждение

В каких реальных жизненных  ситуациях целесообразно реагировать  на обвинения уточняющими расспросами, пытаясь сгладить, таким образом, конфликт? А когда имеет смысл действовать другими способами: пойти на открытый конфликт и перейти к встречным обвинениям, признать свою вину и начать оправдываться, просто отказаться от разговора?

«Заезженная пластинка»

Описание упражнения

Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований – так называемой «заезженной пластинки». Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование, какие бы возражения он ни услышал, уподобляясь тем самым поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело» на одной строчке из песий. Высказывания строятся по схеме: «Я понимаю, что... (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно... (повторение своего требования)».

Упражнение выполняется  в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2-3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника, и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания.

♦  Вы хотите вернуть  в магазине деньги за купленный там  товар, оказавшийся некачественным.

♦  Знакомый уговаривает  вас принять участие в сетевом  маркетинге: купить у него некий  товар, стать его распространителем  и продавать такой же товар  дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Психологический смысл упражнения

Отработка конкретной техники, позволяющей отстаивать свои интересы или отказываться от неприемлемых требований окружающих, не переходя к оскорблениям собеседников и другим агрессивным  проявлениям.

Обсуждение

Что служит условием эффективности  этой техники? (Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых  требований и т. д.) Когда имеет  смысл прибегать к ней? Когда  отстаивать свои требования не имеет  смысла, а лучше согласиться с тем, что предлагает другой человек?

 

 

«Просто скажи  «нет»

Описание упражнения

Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует  также ведущий). Члены одной подгруппы  становятся в круг лицами вовне, члены второй подгруппы – в круг большего диаметра лицами к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из стоящих во внешнем круге обращается к находящемуся напротив пего с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться, извиняться, объяснять причины своего отказа, неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет»; «К сожалению, не смогу»; «Нет, я не буду это делать» - или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний  круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (т. е. меняется состав пар), и теперь стоящие по внутреннему  кругу обращаются с очередной  просьбой к находящимся во внешнем, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, люди из внешнего обращаются с просьбой к стоящим во внутреннем, и так повторяется 6-8 раз.

Психологический смысл упражнения

Демонстрация того, что  мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин, тренировка соответствующего навыка и материал для обсуждения, почему сделать это бывает дискомфортно, в каких ситуациях стоит так вести себя, а в каких лучше реагировать по-другому.

Обсуждение

Что было сложнее —  обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связано? Просьба — эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлема, и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?

«Кодовая фраза»

Описание упражнения

Упражнение выполняется  в парах. Каждый партнер получает от ведущего какую-либо кодовую фразу  — несложную, но по смыслу довольно странную, не очень вписывающуюся в обычный разговор. Например, это могут быть такие фразы.

    • Сборную по хоккею дисквалифицировали за выход на лед без коньков.
    • По новым футбольным правилам, вратарю нельзя будет играть руками.
    • На новых долларах написано: «Храпите деньги в сберкассе».
    • Играя на валютном рынке, можно приобрести подводный ресторан.
    • Мягкие игрушки теперь будут содержать вакцину от птичьего гриппа.
    • Простуду можно вылечить, направив на горло и в нос лунный свет.

Участники не говорят  друг другу, какие фразы им достались. Им отводится 3 минуты на то, чтобы свободно беседовать о чем угодно. Задача каждого из них — использовать в разговоре свою кодовую фразу раньше, чем это сделает партнер, и таким образом, чтобы собеседник не понял, что именно эта фраза кодовая. Ее нужно так встроить в беседу, чтобы она прозвучала вполне логично и естественно, не вызвала у собеседника подозрений.

Если кому-то из игроков  показалось, что собеседник употребил  кодовую фразу, он сразу после  этого может спросить: «Это та фраза?». Если он угадал, то объявляется победителем. Если задал данный вопрос дважды, но оба раза ошибся — победителем объявляется соперник. Если фраза была использована, а собеседник этого не заметил, побеждает тот, кто использовал ее. Если в течение 3 минут ни один партнер так и не употребил свою фразу, это считается поражением обоих игроков.

Психологический смысл упражнения

Развитие умения говорить бегло и гибко, разворачивать  беседу в желательном для себя направлении, незаметно встраивать в контекст речи заранее запланированные сообщения, а также распознавать подобные действия. Это важно, поскольку встраивание в свою речь скрытых сообщений — действие, используемое в большинстве видов психологической манипуляции, а умение распознать такие сообщения — важное условие противостояния маиипулятивному влиянию.

Обсуждение

Какие эмоции и чувства  возникали по ходу выполнения этого  упражнения? На что ориентировались  участники, принимая решение о том, какое именно высказывание кодовое? А какие способы были использованы, чтобы скрыть эти фразы, сделать их незаметными? Когда человек хочет исподволь повлиять на собеседника, он обычно встраивает в свою речь какие-либо утверждения и требования таким образом, чтобы партнер их не заметил, чтобы это прозвучало как нечто само собой разумеющееся. Можете ли вы привести такие примеры из своего жизненного опыта? Как научиться распознавать такие скрытые сообщения?

«Таможня»

Описание упражнения

Три-четыре добровольца  берут на себя роли «таможенников». Их задача — выявить среди остальных  участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы».

Последние (в качестве таковых можно взять, например, спичечные  коробки) даются некоторым из участников тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому именно они достались. После  этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него «запрещенный груз» (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свой вердикт — кто, с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка