Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель работы – исследовать степень влияния СМИ на формирование и развитие социального поведения подростка.
Цель исследования реализуется через решение комплекса задач:
1.Изучить и проанализировать научно-педагогические источники по данной проблеме;
2.Провести теоретический анализ составляющих понятия «средства массовой информации»;
3.Выявить специфику воздействия СМИ на личность подростка и его поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Представления о современных Средствах Массовой Информации 6
1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу 12
1.3 Подросток, как объект информационного воздействия 31
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА 36
2.1 Анализ влияния средств массовой информации на социальное 36
поведение подростка 36
2.2 Технология комплексной социально-педагогической помощи подросткам в рамках социального воспитания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Психологический смысл упражнения
Тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» — тренировка наблюдательности, проницательности.
Обсуждение
На основании чего «таможенники» делали предположения, у кого имеется запрещенный предмет, а у кого — нет? Если произошли ошибки (а чаще всего они бывают), то чем вызваны? В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами» (теми, кому удалось пронести запрещенный предмет и кому не удалось)? Если кто-то оказался «невинной жертвой» («запрещенного предмета» не было, но «таможенники» заподозрили его наличие), то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?
Приложение 7
Достоинства и недостатки СМИ
Особенности | |
Достоинства |
Недостатки |
Печать | |
Удобство индивидуального пользования |
Трудности доставки в отдалённые места |
Долгая сохранность |
Малая информационная плотность текста |
Сложность поиска информации | |
Радио, аудиосредства | |
Всепроникаемость |
Наркотический эффект |
Лёгкость переключения на разные каналы |
Вред для слуха |
Всемирный охват |
Отсутствие зрительной информации |
Дешевизна пользования |
Противоречивость информации |
Удобство пользования |
|
Кино | |
Демонстрация движущихся изображений |
Необходимость специально оборудованного помещения |
Учебное кино — зрительная иллюстрация содержания обучения |
Невозможность остановки и движения ленты в обратном направлении |
Возможность сохранять изображение |
|
Эффект непосредственного участия |
|
Телевидение, видео | |
Возможность остановки кадра, движения в обратную сторону |
Опасность усвоить негативные примеры |
Удобство пользования (домашнее кино) |
Неуправляемость рынка видеопродукции |
Домашнее средство связи с миром |
Показ (пропаганда) насилия, жестокости, разврата, |
Возможность сохранить изображение, видеозапись |
Секса |
Репортаж с места события |
Случайный характер воздействия на человека |
Эффект непосредственного участия |
Наркотический эффект |
Источник ознакомления с мировой культурой |
Формирование пассивного восприятия мира |
Эмоциональность и наглядность |
Эффект четвёртой власти |
Глобальный охват населения |
Засилье рекламы |
Нарушение режима здорового образа жизни | |
Утомление зрения | |
Гиподинамия | |
Утомление опорно-двигательного аппарата | |
Компьютер | |
Дети с особыми потребностями развития могут «обрести мир» |
Утомление зрения |
Самоутверждение (потребность быть членом социальной общности) |
Утомление опорно-двигательного аппарата |
Помощь учителю (обучающие программы) |
Нарушение функций нервной системы |
Возможность самообразования |
Бездушность, безэмоциональность машины (обучающей) |
Богатство красок, мультимедийные возможности |
Невозможность проверить достоверность информации |
Виртуальная реальность |
Опасность мошенничества, манипуляций |
Инструмент переработки и оформления информации |
Возможность злоупотреблять своими правами |
Доступ к мировым культурным ценностям |
Трудности текстового (сознательного) формулирования, представляемого образной информацией |
Расширение кругозора до планетарного уровня |
Чатомания — увлечение общением через Internet |
Развитие речи через телекоммуникации |
Распространение лживой информации по всему миру |
Электронная почта |
Несовершенство поисковой системы |
Видеотелефон |
|
Свободный доступ к информации, возможность получить любые интересующие сведения |
|
Удовлетворение потребности в общении с человечеством |
|
Удовлетворение потребности в самовыражении |
|
Большие образовательные потенции сетей |
|
Сеть стирает все границы: государственные, территориальные, языковые, возрастные |
|
Расширяется возможность воспользоваться своими правами |
|
Образность подачи информации |
|
Интеграция информации, полученной из сети, и школьного образования |
|
Возможность дистанционного образования |
|
Объединение городских и сельских школ |
|
Инструмент поиска информации |
Приложение 8
Родительское собрание на тему: «Осторожно: включен телевизор»
Цель: рассмотреть состояние
современного телевидения как ведущего
средства массовой информации и проблемы
телевидения для детей и
«Я ненавижу телевидение. Я ненавижу его так же, как земляные орешки. Попробуй, остановись, когда грызёшь земляные орешки...» — в этой фразе американского кинорежиссёра О. Уэллса как будто сконцентрировано отношение так называемой «думающей» части общества к феномену «голубого экрана». Российское телевидение, будучи встроенным в российский социум, который находится в состоянии перманентного поиска наиболее эффективной формы общественного жизнеустройства, развивается в постоянно нестабильной внешней и внутренней среде. Общество само переживает некий транзитный период, проходящий на фоне глобальных изменений в средствах массовой информации. Именно поэтому в нашей стране так сущностно, к каким телевизионным «земляным орешкам» привыкаем мы. А главное — наши дети...
Нынешний период в развитии этого средства массовой коммуникации печально примечателен тем, что телевидение всё больше включается в сферу развлекательного обслуживания населения. Информационная промышленность всё заметнее сращивается с индустрией развлечений. Для российского телевидения переходный период совпал с процессами трансформации коммуникационных структур и в мире, и в собственной стране — с возникновением негосударственных телеканалов, регионализацией вещания, вхождением в рыночные условия. В этом особенность и сложность нынешнего периода. Новое национальное государство складывается в таких условия, когда СМИ, а телевидение в первую очередь, после долгой изоляции подвергаются активному воздействию глобализации. Сумеют ли наши дети, повзрослев, сохранить национальную идентичность под сокрушающей волной глобализации и в то же время вписаться в современный мир?
О том, что технологии
информационного воздействия
Понимание этой особенности телевидения ведёт к осознанию, с одной стороны, мощи и глубины его воздействия на зрителя, а с другой — к огромной опасности, которая исходит от него. Ведь для человеческой психики, тем более для психики ребёнка, нет принципиальной разницы между реальной ситуацией и воображаемой. В России общественные институты находятся в зачаточной стадии развития, и во многом процессы, происходящие в обществе, подчиняются законам и идеологии масс-медиа, переносятся в реальную виртуальность пространства, созданного телевидением.
Как отмечают современные исследователи, телеэкран порождает то, что можно было бы назвать информационными конструкциями. «Информационная конструкция, (от лат. information «представление»+ constructio «построение», т. е. «построение представлений») — это совокупность элементов информации, определённым образом соотнесённых с заданной социальной и политической установкой». Исследователи ТВ вводят понятие «информационного фантома» (представления призрака), сочетающего достоверную, недостоверную и заведомо неполную, а то и ложную информацию, оказывающую влияние на формирование установок личности. Ведь на самом деле то, что мы видим на экране, — это не наше видение. Но психология многих зрителей такова, что принимает чужой взгляд за свой собственный. А если речь идёт о детях, то ситуация многократно усугубляется рядом факторов: отсутствием отечественного детского телевидения, заполнением (частично) отведённого лицензией на детское вещание времени продукцией зарубежного производства сомнительного качества (в эфире редко можно увидеть познавательные программы ВВС или канала Discovery, зато по эфиру активно гуляют мультфильмы с монстрами неопределённой половой принадлежности из Nikelodeon). Кроме того, ниша, предназначенная для детей, заполняется продукцией для взрослых, и эта взрослая «виртуальная реальность», «информационные фантомы» взрослой жизни активно влияют на детскую психику. Исследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем по 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы — около 8 тысяч убийств. Какова эта цифра у нас? Возможно не меньше. Криминальные передачи, фильмы по некоторым федеральным программам идут с такой частотой в эфире, что становятся практически стержнем вещания, его основным содержанием: НТВ — программа «Чрезвычайное происшествие», четыре раза вдень; ТВЦ — программа «Петровка, 38», четыре раза в день; 1 канал — сериал под рубрикой «Криминальная Россия» в эфире в 15.20 и т.д. Передачи на каналах, позиционирующих себя, как молодёжные (ТНТ, MTV, Муз-ТВ), чаще всего посвящены темам «красивой жизни»: эфир заполонили бесконечные программы о том, во что одеваются «звёзды», какие развлечения они себе придумывают, какие пластические операции делают и сколько это стоит. При этом как «звёзды» тратят деньги, знают все, а как они работают для этого — на этом создатели не акцентируют своё внимание. Российским творением о гламурной жизни молодёжи стал телесериал «Клуб» (MTV), транслируемый, как ни странно, в вечернее, а не ночное время. Вся жизнь симпатичных героев проходит в бесконечных клубных тусовках со всеми соответствующими этому образу жизни атрибутами. Весёлый, «красивый», праздный образ жизни навязывается не только программным контентом. Целевой аудиторией для рекламы, например, пива, различных безалкогольных напитков является молодёжь. После принятия поправок к Закону о рекламе, которые запрещают использование рекламы в лицах этого вида продукции (а ведь до этого именно подростки были главными действующими лицами такой рекламы, например, пива «Клинское»), производители стали использовать более тонкие методы воздействия: сугубо молодёжное звуковое сопровождение (рэп в рекламе многих сортов пива), визуальное сопровождение ролика (мультипликация), реклама напитка, основанная на «клубной» музыке и интерьере и т.д. Вот он, «информационный фантом», моделирующий определённый образ жизни и личностные установки, основанные на прямых ассоциациях «алкоголь — успех», «тусовка — благосостояние», «праздность — известность» и т.д. Выполняет ли телевидение при таком «вещании» свои социально-психологические функции? Актуализирует ли процессы самоидентификации? Формирует ли групповое сознание? Осуществляет ли социальные функцию, задавая нравственно-этические и эстетические нормы поведения? Способствует ли социализации личности? И, наконец, оказывает ли нынешнее телевидение, особенно на детей, психотерапевтическое, воспитательное воздействие? Косвенно ответы на эти вопросы можно получить, анализируя данные
На вопрос «Какие цели ставит перед собой ваше СМИ?» более половины опрошенных ответили, что главная цель — развитие СМИ как бизнеса (59,8%). Заметим, что этот опрос был проведён среди представителей региональных средств массовой информации, которые, как принято считать, меньше «испорчены деньгами». Однако не стоит огульно обвинять региональщиков в циничном прагматизме. Ни один из центральных каналов, финансовое благополучие которых неизмеримо выше, не выполняет план по детскому вещанию. В соответствии с утверждённой нормой, не менее 7% эфирного времени должны занимать программы для подростков. Лишь три центральных канала вещают для юной аудитории около часа в день, что составляет примерно половину нормы. В мире, где телевидение рассматривается как бизнес, детским программам места нет. Дело в том, что в соответствии с Законом о рекламе, реклама в детских программах запрещена. В связи с этим, возникает вопрос: где взять деньги для подготовки высококачественной дорогостоящей программы, если ты работаешь в датируемом регионе?
В советские времена с единой централизованной государственной системой телевещания, финансируемой из бюджета, этой проблемы не было.
Объём детского вещания был велик. Регулярно в эфир выходили передачи «Старшеклассники», цикл программ «В помощь школе», тележурнал «Спутник», «Клуб технического творчества» и другие. Как видно из названий и сценарных планов, их направленность была не столько развлекательной, сколько образовательной. Чуть позже появились программы для старшеклассников «Смена», «Ровесник». И хотя детское и молодёжное вещание во многом было идеологизировано, эти программы делались для детей и юношества при непосредственном их участии. Это сам по себе положительный фактор. С 1981 г. на телевидении стала выходить ежемесячная спортивная программа «На старт», а в середине 80-х в эфире появился «Молодёжный четверг», свежее дыхание перемен, в первую очередь, коснулось молодёжных программ. В конце 80-х «Молодёжный четверг» выделен в творческое объединение. Само появление такой программы стало показателем изменений, происходящих во второй половине 80-х годов и в стране, и на телевидении. Это была еженедельная художественно-публицистическая программа. Основные рубрики носили ещё привычные советские названия: «Кому быть лидером», «Комсомольский прожектор», « Твой сверстник за рубежом», однако в самой программе звучали непривычные темы, и манера подачи была несвойственной телевидению брежневской эпохи. Программа имела вечернее музыкально-развлекательное приложение «Телевизионная видеотека». Кроме всего прочего, «Молодёжный четверг» выходил в прямом эфире.
В начале этого века, когда
насчитываются десятки
Существует ли выход из ситуации, в которую поставлено детское телевидение? На наш взгляд, проблема может быть решена на двух уровнях, при этом региональный уровень решения вполне может опередить федеральный. На федеральном уровне в очередной раз чиновники говорят о том, что госструктуры поддерживают создание детского телевидения в России. Об этом ещё в январе этого года заявлял заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Андрей Романченко. По его словам, если в России появится «внятное, осязаемое детское телевидение, оно может рассчитывать на поддержку со стороны Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. Однако попытки создать детское телевидение в России в январе этого года были безрезультатны. Тогда в конкурсе участвовал музыкальный канал «MTV-Россия» вместе с руководителем «Ералаша» Борисом Грачевским. Они представляли на конкурсе детский телеканал «Ник: детское телевидение», но конкурс не выиграли. В общественных организациях обсуждается законопроект «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию», который планируется внести на рассмотрение Государственной думы. По проекту эфирное время будет разделено на возрастные категории. Каждая будет обозначена на экране особым знаком. Такой вид деления вещания на взрослое и детское практикуется на Западе. Но решит ли это проблему? Ведь «запретный плод» всегда сладок. И вот, наконец, этим летом прошла информация о том, что в России в конце этого или начале следующего года появится новый специализированный телеканал для подростков. Над его созданием работает большая группа холдинга ВГТРК. Даже если проблема детского вещания на экранах будет с помощью определённых государственных мер (ужесточение контроля за соблюдением лицензионных обязательств, решение вопроса о рекламе и спонсорстве в детских программах для развития этого направления и т.д.) решена, отсутствует главное — системный подход к телевидению для юных зрителей. В советское время оно было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, её элементы взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи, исполняя единую цель — воспитание молодых советских граждан. Сегодня межведомственные связи нарушены, детское вещание (если и существует) автономно от общества и его институтов.
Существуют ли сформулированные
цели и принципы, по которым должно
строиться современное детское
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка