Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях повсеместно происходящего обновления системы образования, как одного из главных источников интеллектуального потенциала общества, важное значение приобретает повышение качества подготовки педагогических кадров.
Социально-экономические преобразования, происходящие в последние
десятилетия, обуславливают целесообразность разработки принципиально
новых подходов к подготовке специалистов в соответствии с требованиями жизни.
Введение 3
Глава 1. Требования к учителю как к субъекту 7
педагогической деятельности, учитель как субъект общения 7
1.1. Требования к учителю как к субъекту 7
педагогической деятельности 7
1.2. Учитель как субъект общения 15
Глава 2. Проблемы профессионального становления учителя и направления развития профессионального мастерства 22
2.1. Проблемы профессионального становления учителя 22
2.2. Направления развития профессионального мастерства учителя 26
Заключение 38
Список литературы: 41
Особый вид специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
2. Способность быть
примером и образцом для
3. Способность вызывать
у ребенка благородные чувства,
4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
5. Способность вселять
в человека уверенность,
6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.10
Как отмечает Н.П. Капустин, учитель обязан работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей. Е.А. Александрова включает в обязанности педагога изучение социально-бытовых условий жизни воспитанников.
Юхтенко Л.И., Шарапова Л.К. также обращают внимание на взаимосвязь учителя с семьями учащихся. Авторы профессиограммы отмечают, что учитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания: исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций вырабатывает единые педагогические требования к учащимся; осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе; проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Спирин Л.Ф. в общепедагогической профессиограмме обращает внимание на профессиональные потребности, в числе которых должна быть потребность в общении с родителями учащихся, а среди общепедагогических умений выделяет умение осуществлять связь с родителями.11
Стоит согласиться с
мнением Е.Ю. Бикметова о том, что
образование
это, прежде всего, сфера общения, в которой
ведущие роли отводятся
таким субъектам, как семья, школа и сама
личность учащегося.
Исследователь изучает
взаимодействие школы и семьи
как ведущих
социальных субъектов в процессе социализации
растущего человека.
Образование - это один из видов общения людей между собой, общение, соединяющее их в общих чувствах, интересах и целях.
В научно-педагогической литературе, посвященной проблеме объединения воспитательных сил, используется синонимический ряд: «работа школы с семьей», «совместная работа», «сотрудничество», «совместная деятельность», «взаимодействие».
Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое даёт возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя и т. д. Каждый из этих процессов является компонентом в сложном и всё же в известном смысле неразложимом, едином процессе учения, который совершается как двусторонний и социальный по своему существу процесс передачи, сообщения и усвоения знаний.
Это совершенно конкретно сказывается на любом этапе или звене в процессе усвоения знаний. Ни один из них нельзя правильно понять, если исходить из того, что учение и обучение — это два различных процесса («ученик учится и учитель учит»), которые могут рассматриваться независимо друг от друга.
Уже при восприятии учебного материала, налицо не сам по себе материал, с одной стороны, и воспринимающий его — с другой, а 1) ученик, воспринимающий материал, сообщаемый ему учителем, 2) учитель, который его сообщает, обработав его определенным образом, и 3) материал, который передаётся от одного к другому, сообщается одним — учителем и воспринимается другим — учеником.
Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по своей сути — это общение педагога с учащимися на определенную тему.12
Прежде чем перейти к характеристике педагогического общения, остановимся на понимании процесса взаимодействия. Мы вслед за такими исследователями как: Т.Ю. Гущина, Н.О. Зиновьева, И.Ф. Нестерова, Р.В. Овчарова, Г.М.Рогозина, Н.И. Стрекалова, О.А. Шостакович и др. - считаем, что наиболее полно процесс целенаправленного взаимного влияния школы и семьи друг на друга, который способствует более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражает категория «взаимодействие».
Взаимодействие как философская категория, отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов.
В большом толковом психологическом словаре взаимодействие рассматривается как взаимное воздействие или влияние. В социальном взаимодействии поведение одного выступает стимулом поведения другого и наоборот.
В психологическом словаре под взаимодействием
понимается процесс непосредственного
или опосредованного воздействия объектов
(субъектов)
друг на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь.
Там же дается определение межличностного взаимодействия, которое рассматривается с двух сторон. В широком смысле как случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле межличностное взаимодействие рассматривается как система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при котором поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Основными признаками межличностного взаимодействия как формы общения являются:
Для благоприятного и успешного взаимодействия необходима способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.
Кан-Калик ВЛ., ученый-психолог много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов14. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.15
Проанализируем структуру коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с учащимися.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идет
о способностях к
В то же время, познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.16
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Такой фактор, как умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.
Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков. Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.17
В своей работе «Педагогическое общение» (1979) видный отечественный психолог А.А. Леонтьев проанализировал оптимальное педагогическое общение и возможности его развития. Обратимся к этой информации. «Оптимальное педагогическое общение, — пишет автор, — такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».
Для выявления индивидуальных
особенностей педагогического