Типология образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек в своей жизни проходит ступени развития. Прохождение этих ступеней он начинает от самого рождения и до старости. Это ступени развития физического, умственного, психологического и т.д. Государственное образование помогает человеку в освоении этих ступеней. Вся образовательная система представляет собой взаимосвязь ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая подразделяется на определенные образовательные учреждения по возрастному этапу. Такое подразделение называется типологией образовательных учреждений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Типология образовательных учреждений. Их многообразие.
1.1 Учреждения дошкольного образования
1.2 Учреждения общего образования
1.3 Учреждения дополнительного и специального образования
Глава 2. Авторские школы
2.1 Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
2.2 Характеристика авторской школы Фролова
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Типология образовательных учреждений.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Специальная (коррекционная) образовательная школа (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).

5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр диагностики и консультирования;

Центр психолого-медико-социального сопровождения;

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

6) Учреждения дополнительного образования.

Тип “ учреждения дополнительного образования детей" подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

1) Тип “образовательное учреждение начального профессионального образования” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

2) Тип “ образовательное учреждение среднего профессионального образования" подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип “ образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Глава 2. Авторские школы


 

2.1 Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского


 

Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает:

1) своевременность 2) постепенность 3) ограниченность 4) постоянство 5) твердость усвоения 6) ясность 7) самодеятельность учащегося 8) отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости 9) нравственность 10) полезность

Анализ содержания каждого из них ясно показывает, что под "нравственностью" К.Д. Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под "полезностью" - связь обучения с жизнью, под "своевременностью" и "ограниченностью" - природосообразность в обучении, а под остальными "условиями" - то, что мы называем дидактическими принципами обучения. Основными дидактическими принципами Ушинский считал:

сознательность и активность учащихся в процессе обучения ("ясность", "самодеятельность учащегося") - К.Д. Ушинский понимал, что психологическое содержание принципа сознательности делает процесс обучения активным, т.е. обеспечивает активность каждого учащегося во всем процессе обучения; поэтому и сознательность, и активность не отделимы друг от друга: активность - это форма, в которой осуществляется сознательное обучение учащегося. Если обучение не сопровождает понимание, осознанность всего содержания обучения, весь процесс представляет собой лишь механическую зубрежку, муштру, и обучение делается пассивным;

наглядность в обучении - для К.Д. Ушинского наглядность является не каким-то "высшим" или "универсальным" принципом обучения, способным заменить даже учителя, как на это часто указывали представители так называемого "свободного воспитания", а одним из таких условий обучение, которое при руководстве учителя, наряду с другими условиями, обеспечивает получение учащимися твердых, полноценных знаний.

Последовательность ("постепенность", "отсутствие чрезмерной напряженности и легкости") - главной задачей этого принципа для Ушинского является построение всего процесса обучения на той основе, чтобы оно постепенно, в определенной последовательности вырабатывало у учащихся единую систему знаний и навыков.

Прочность знаний и навыков ("твердость усвоения") - большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения.

При этом следует учесть, что К.Д. Ушинский, который всякое обучение рассматривал как единый процесс, указывал, что эти дидактические принципы самостоятельно, в чистом виде не могут существовать, и они в процессе обучения органически переплетаются друг с другом и обусловливают друг друга. Так, правильно использованный принцип наглядности в то же время является носителем и принципа сознательности и активности учащихся, и прочности усвоения знаний и т.д., и, наоборот, всякая сознательность в процессе обучения неминуемо приводит к активности учащихся, к прочным знаниям и т.д. Однако каждый принцип имеет свои особенности и свои закономерности, без учета которых правильно построить обучение невозможно.


 

2.2 Характеристика авторской школы Фролова


 

Любая деятельность состоит из трех частей:

ориентировочно-мотивационной

операционально-исполнительной

рефлексивно-оценочной

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии. Следовательно, учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента, и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый. Формирование учебной деятельности как способа активного добывания знаний является одним из направлений развития личности обучаемого.

Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, т.е. формирования способов самоорганизации деятельности. Дидактика на современном этапе развития педагогической мысли считает, что основная задача педагога в учебном процессе состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся в процессе обучения. Дидактический цикл в процессе обучения можно разделить на следующие компоненты:

планирование учебного процесса

организация собственной работы и учебной деятельности учащихся

стимулирование работы учеников

контроль и регулирование учебного процесса

анализ результатов работы

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, которые имеются в распоряжении учителя. Педагоги в процессе обучения стремятся привить ученику определенный багаж культурных ценностей. Кроме того, процесс обучения непосредственно направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Образование в наших понятиях - это часть процесса формирования личности.

Заключение


 

Рассмотрев типологию образовательных учреждений, я могу с уверенностью сказать, что учреждения образования многообразны. Сколько видов учреждений в каждом рассмотренном типе учреждения! Во главе всего стоит ребенок, для которого это многообразие создано, и этапы которого ему необходимо пройти. Это сложный путь, но пройти его обязан каждый будущий гражданин нашей страны. Кроме общего и профессионального образования, ребенок может получить так же и дополнительное образование по его желанию или каким-то выдающимися способностями. Редкие виды школ - это школы для детей-вундеркиндов, где обучаются дети с выдающимися или необычными, уникальными способностями. Такими школами могут быть математические школы, химико-биологические и др. Кроме того ребенок может себя проявить в на любом этапе в какой-либо самодеятельности, научной и исследовательской работе. И любое образовательное учреждение обязано обеспечить такого рода проявления - на соревнованиях, фестивалях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.

Рассмотрев и охарактеризовав две авторские школы Фролова и Ушинского, я могу сказать, что эти две школы имеют свои различия и сходства, свои плюсы и минусы. В основе первой (Ушинского) различные принципы (ограниченность, постоянство, твердость усвоения), а в основе второй (Фролова) - деятельность. Разработка программ и авторских школ необходима в образовании, так как образование как и все не должно стоять на месте, а должно развиваться. Для этого необходимы новые разработки, новые люди. Но так же нельзя забывать, что классическая программа должна быть как основной стержень. Подобным стержнем является школа Ушинского, Песталоцци, Я. Каменского, Ж.Ж. Руссо - они двигали образовательную мысль по пути развития, работали над принципами, методами образования. И я считаю, что они создали для нас, современных людей, прочную и продуманную систему образования, которой мы должны придерживаться.

Список используемой литературы


 

"Теория обучения" А.С. Зубкова, Е.М. Буслаева, Москва 2008 г.

"Теория обучения в вопросах и ответах" В.И. Загвязинский, Москва, 2006 г.

 



Информация о работе Типология образовательных учреждений