Типология и многообразие образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.
По организационно-правовым формам выделяют:
1) государственные;
2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);
3) муниципальные образовательные учреждения.

Файлы: 1 файл

Долганова О.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

    Долганова О + Петрова О + Шарохина Е

        Типология и многообразие образовательных  учреждений

    Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

    По  организационно-правовым формам выделяют:

    1) государственные;

    2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);

    3) муниципальные образовательные учреждения.

    В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

    1) дошкольные;

    2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования);

    3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена);

    4) школы-интернаты;

    5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

    К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

    1) детские сады;

    2) детские ясли;

    3) развивающие центры и т. д.

    Они занимаются укреплением, развитием  и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

    Общеобразовательные учреждения представлены:

    1) школами;

    2) гимназиями;

    3) лицеями.

    В них учащиеся приобретают необходимые  знания, умения и навыки, необходимые  для дальнейшего продолжения  образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

    В структуру общеобразовательной  школы входят:

    1) начальная;

    2) средняя;

    3) старшая школы.

    Лицеи и гимназии отличаются от обычных  школ более серьезным подходом к  изучению разнообразных предметов.

    Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

    1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

    2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

    3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

    4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

    Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

    Лица  с ограниченными возможностями  здоровья – это лица, имеющие  физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

    Основные  категории детей со специальными образовательными потребностями:

    1) дети с нарушением слуха;

    2) с нарушением зрения;

    3) с нарушением речи;

    4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

    5) с умственной отсталостью;

    6) с задержкой психического развития;

    7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);

    8) с комплексными нарушениями психофизического развития.

    Для таких учащихся разработаны специальные  условия обучения, воспитания, образовательные  программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские  и социальные услуги. 

    Авторские школы

    Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).

    Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

    Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

    1) по именам их создателей – «школа В. А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга»;

    2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. БиблерС. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» ( В. В. Давыдов), «школа самоопределения» ( А. Н. Тубельский) и др.

    Термин  «авторская школа» применяют и к  известным образовательным учреждениям  прошлых десятилетий («школа А. С. Макаренко», «школа В. А. Сухомлинского» и др.).

    Рассмотрим, например, «школу А. С. Макаренко». Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.

    Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл  педагогически целесообразно организованный коллектив детей. Построением такого коллектива А. С. Макаренко занимался и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, и в колонии имени А. М. Горького. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.

    Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью. В коммуне, возглавляемой А. С. Макаренко, любой воспитанник мог «спорить» с самим заведующим коммуны.

Информация о работе Типология и многообразие образовательных учреждений