Аннотация
Андрианов
Е.А. Информационная
среда образовательного
учреждения
Магистерская
диссертация посвящена анализу
технологий и систем управления электронным
обучением.
Эта тема
актуальна, потому что применение информационных
технологий в процессе обучения, дает
возможность активизировать познавательную
и мыслительную деятельность учащихся,
а так же изменить формы и методы
учебной работы.
Рассмотрена
и проанализирована модель образовательного
процесса в университете «Дубна». Проведен
сравнительный анализ с другими
ВУЗами. Проанализирован подход к
созданию информационной системы.
В результате
проведенных исследований разработаны
необходимые модули. Внедрена и протестирована
информационная система.
Магистерская
диссертация была выполнена под
научным руководством доцента Т.Б.
Прогуловой в ИСА и Управления Международного
университета природы, общества и человека
«Дубна».
Оглавление
Введение
В последние
годы процесс образования становится
непрерывным, гораздо более интенсивным
и динамичным. Соответственно меняются
и образовательные технологии. Традиционные
педагогические методы «с мелом у доски»
все менее соответствуют новым требованиям.
Одним
из основных образовательных технологий,
доказавших свою несомненную эффективность,
является электронное образование
или в оригинальной транскрипции
– e-Learning.
Понятие
«электронное обучение» (ЭО) сегодня
является расширением термина «дистанционное
обучение». ЭО - более широкое понятие,
означающее разные формы и способы
обучения на основе информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее
время интерес к электронному
обучению неуклонно возрастает. В
отечественных вузах разработано
большое количество курсов, ориентированных
на использование информационно-коммуникационных
технологий в обучении.
Средства
электронного обучения
- Видеолекции
- Видеоконференции
- Презентации
- Анимации
- Case-study
- On-line тестирование
- On-line консультации
с преподавателями
Основные
средства коммуникации при электронном
обучении
- Электронная
почта
- Электронные
конференции
- Общение в
режиме реального времени (Чат)
- Видеоконференции
- Обсуждение
вопросов в форуме
- Данные средства
коммуникации дают возможность обмена
информацией в режиме on-line или off-line.
Студентами
в среде электронного образования
могут стать:
- Выпускники
общеобразовательных школ (на базе 9-11-х
классов) и начальных профессиональных
учебных заведений, совмещающих работу
с учебой;
- Сотрудники
предприятий и фирм, желающие привести
свой образовательный статус в соответствии
с современными требованиями;
- Лица с ограниченными
физическими способностями, имеющие возможность
обучаться исключительно на дому.
Преимущества
электронного образования:
- Возможность
обучаться по индивидуальной программе
- Возможность
выбирать темпы и сроки обучения
- Возможность
на всех этапах самостоятельной работы
получать консультации преподавателей
- Возможность
совмещать работу с учебой.
Настоящая
магистерская диссертация посвящена:
- Обзору и
исследованию существующих информационных
систем
- исследованию
того, где и как используют информационные
системы электронного образования, какими
они бывают
- анализу возможности
внедрения подобных систем в ВУЗе для
решения поставленных задач
- анализу требований
заинтересованных лиц для учета необходимости
внесения изменений и доработок в готовую
систему для более эффективного ее использования
в ВУЗе (в частности, в Институте САУ).
На начальном
этапе были выдвинуты следующие
требования к системе:
- Регистрация
студентов и преподавателей в системе
- Возможность
хранения и передачи различных документов(pdf,
doc.word, видео, картинки, анимации и т.п.)
в БД.
- Возможность
отправлять сообщения как одному участнику
системы, так и группе участников.
- Возможность
просмотра электронного архива с выпускными
работами
- Создание
образовательных курсов и ведение отчетности
по ним
Основная
задача магистерской диссертации состоит
не в том, чтобы вытеснить традиционное
обучение «лицом к лицу», а в том,
чтобы эффективно интегрироваться
в него.
Было
решено спроектировать и внедрить информационную
систему в ИСАУ, которая позволит
решать следующие задачи:
- Контроль
доступа
- Доступность
в сети
- Хранение
документов и управление ими
- Отправка
сообщений
- Создание
учебных курсов
- Обсуждение
заданий между студентом и преподавателем
- Администрирование
системы
Цель
работы:
Спроектировать
и внедрить информационную систему,
для организации взаимодействия
участников образовательного процесса.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- Провести
исследование предметной области;
- выполнить
сравнительный анализ ряда готовых систем
и на основе полученных результатов принять
решение о самостоятельной разработке
или использовании одной из наиболее подходящих
готовых систем (в качестве основы, дорабатывая
недостающий функционал);
- провести
информационное обследование и анализ
организации (Института САУ), сформулировать
функциональные и нефункциональные требования
к создаваемой системе;
- на основе
проведенного исследования и накопленных
знаний и материалов спроектировать и
реализовать систему электронного обучения
или использовать готовое решение, отвечающее
поставленным требованиям;
- внедрение
и тестирование информационной системы.
Ожидаемый
результат: Спроектирована и введена
в эксплуатацию автоматизированная информационная
система.
Глава
1. Исследование предметной
области
Электронное
обучение
В общем
случае образовательный процесс включает
в себя три аспекта:
- разработка
содержания учебного курса (тексты занятий,
формулы, графики и
т.д.);
- доставка
курса обучающимся; в традиционных формах
– это лекции и
семинары;
- администрирование
курса (посещаемость и текущая успеваемость,
контрольные
работы, коллоквиумы, экзамены и т.д.).
Электронное
образование, e-learning, можно определить
как вид обучения, в котором все аспекты
образовательного процесса основаны на
компьютерных технологиях.
Современные
электронные технологии образования
позволяют:
- создавать
и управлять контентом занятий;
- создавать
целевые группы и распространять по ним
учебную информацию
(расписание
занятий, планы и содержимое
лекций, задания);
- проводить
онлайн тесты, собирать и обрабатывать
их результаты;
- организовать
коллективную работу обучающихся над
заданиями.
Использование
компьютерных технологий, интегрированных
в электронное образование, позволяет
создать единое рабочее пространство,
доступное для всех участников образовательного
процесса: преподавателей, студентов,
администрации.
В
электронном образовании контент
(содержимое) курса может быть пассивным
и активным. В первом случае решается простая
задача передачи обучающимся информации
в виде текста, графиков или таблиц. Для
разработки такого контента используются
распространенные инструменты типа Microsoft
Office (Word, Excel, Power Point) и др. Однако современные
компьютерные технологии позволяют значительно
больше: использование анимации, аудио
и видеоинформации, встроенных систем
контроля обучения и изменение изложения
курса в зависимости от результатов контроля
и т.д. Такой мультимедийный, интерактивный
контент создается специализированными
программными пакетами ToolBook Instructor (http://www.toolbook.com),
eXe Learning (http://exelearning.org), Xerte (http://www.nottingham.ac.uk/xerte)
и др. Эти программные продукты позволяют
реализовать большинство педагогических
технологий, используемых в традиционном
аудиторном обучении, но в автоматизированном
варианте, без участия преподавателя.
Электронный
учебный курс может быть доставлен обучающимся
тремя способами: на CD-ROM (типичным примером
являются мультимедийные курсы обучения
иностранным языкам), через Интранет (внутренняя
сеть организации) и всемирную сеть Интернет.
Очевидно, наибольшими возможностями
в организации учебного процесса вуза
обладает третий вариант, поэтому в данной
работе пойдет речь об электронном образовании
с использованием интернет технологий.
Именно сочетание цифрового контента
с возможностями дистрибуции через интернет
позволяет полноценно охватить все три
перечисленных выше аспекта образовательного
процесса.
Электронное
обучение может использоваться в синхронном
и асинхронном режимах. В синхронном режиме
занятие проводится в определенное время
преподавателем. Обучающиеся при этом
могут находиться где угодно. Вместо обычной
доски используется экран компьютера,
в котором преподаватель выставляет в
определенной последовательности материал
занятия. Обучающиеся могут общаться с
преподавателями или другими участниками
занятия в режиме реального времени посредством
электронных сообщений, а также через
аудио - и видео - каналы. В асинхронном
режиме преподаватель и обучающийся разнесены
по времени и обучающийся работает в своем
собственном режиме. Например, занятия
с использованием мультимедийных CD –
ROM могут быть только асинхронными.
Очевидным
и часто задаваемым является вопрос
о сравнительной эффективности
электронного и традиционного аудиторного
обучения «лицом к лицу».
традиционное обучение
электронное обучение
Рис 1.Сравнительная
эффективность традиционного и
электронного обучения
На
рис. 1 приведены результаты масштабного
исследования, по влиянию формы обучения
на результаты, достигаемые обучаемыми.
Результат показала, что примерно в половине
случаев оба способа обучения обеспечили
одинаковое качество образования (центральная
часть гистограммы). В оставшихся случаях
в половине курсов более высокое качество
обучения было обеспечено традиционным
преподаванием, но примерно в таком же
количестве случаев более высокое качество
обеспечило электронное обучение. Очевидно,
дальнейшее развитие информационных технологий
будет постепенно смещать это равновесие
в сторону электронных форм обучения,
однако никогда не вытеснит полностью
прямого общения с преподавателем.
Возможности
и ограничение
электронного обучения
Тот факт, что
в электронном образовании все
материалы учебного курса оцифрованы
и выложены в интернет, обеспечивает целый
ряд преимуществ в организации учебного
процесса:
- доступность
курса в любой момент времени. Для участников
курса электронные задания и лекции доступны
в любой момент, и обучающиеся в значительной
степени самостоятельно решают в каком
темпе им проходить этот курс;
- доступность
курса из любой точки мира, где есть доступ
в интернет. При этом для большинства курсов
не обязательна высокая скорость подключения
к сети: обычного dial – up соединения через
модем бывает достаточно;
- широта представляемой
информации. Находясь в среде интернет,
обучающийся может непосредственно в
процессе работы над материалом курса
обратиться в любые мировые источники
(ресурсы других образовательных центров,
электронные библиотеки по всему миру
и т.д.);
- оперативность
предоставления информации. В традиционном
обучении источником информации является
книга, цикл обновления которой занимает
месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый
ряд динамично развивающихся наук, в которых
информация, суммированная в монографиях,
устаревает уже к моменту их издания. Интернет
позволяет обновлять любую информацию
и обеспечивать доступ к ней для обучающихся
в течение минут;
- более гибкая
организация учебного процесса. В любом
образовательном предмете есть разделы
более простые и более сложные. Электронное
обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться
на более сложных разделах курса, выложив
простые фрагменты для самостоятельной
проработки;
- автоматизация
учебного процесса – преподавателю нет
необходимости составлять множество однотипных
вариантов заданий для теста и проверять
результаты их исполнения: система подберет
любые параметры по желанию преподавателя
и осуществит проверку и сохранение результатов
в журнале преподавателя;
- мультимедийность.
Помимо традиционной текстовой и графической
информации, e - Learning естественным образом
предполагает использование в процессе
образования всех средства мультимедиа:
анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает
наглядность преподаваемого материала
и позволяет задействовать большинство
механизмов восприятия человеком новой
информации;
- электронные
технологии обучения лучше соответствуют
менталитету современной молодежи, для
которой сеть интернет практически стала
«второй реальностью»;
- уверенное
владение современными информационными
технологиями является одним из ключевых
компетенций выпускника современного
образовательного учреждения. Прохождение
студентом обучения в формате e-Learning
позволяет резко повысить общую компьютерную
грамотность обучающегося;
- широта и
масштабность предоставляемой информации,
выход на глобальные информационные ресурсы
формируют у обучающегося соответствующий
стиль мышления. Кроме этого, использование
e-Learning предоставляет значительно больше
возможностей для самостоятельной работы
студента, способствуя формированию навыков
самоорганизации и рационального планирования
учебного времени.