Информационная среда образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы процесс образования становится непрерывным, гораздо более интенсивным и динамичным. Соответственно меняются и образовательные технологии. Традиционные педагогические методы «с мелом у доски» все менее соответствуют новым требованиям.

Одним из основных образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность, является электронное образование или в оригинальной транскрипции – e-Learning.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 102.85 Кб (Скачать)

Однако  электронные образовательные технологии обладают и определенными недостатками:

  • чисто электронное обучение безличностно. Позволяя широкую автоматизацию процесса обучения, оно не в состоянии учесть индивидуальные особенности интеллекта и темперамента обучающегося;
  • массовое внедрение интернет в повседневную жизнь – несомненное благо цивилизации. Однако уже сегодня, на заре информатизации человечества, выявляются связанные с этим риски. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить «электронное поколение» с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни.  Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций;
  • На сегодняшний день есть и объективные сложности масштабного использования e-Learning в российских вузах. Пропускная способность каналов интернет и оснащенность образовательного процесса компьютерами явно недостаточна для широкого и полноценного внедрения электронного обучения. 

Технологии  электронного обучения

      Эффективность электронного обучения существенно  зависит от, используемой в нем  технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную  эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы  ЭО. Сложное в использовании программное  обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

      Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическими HTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

      Успешное  внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.

      Эти требования определяются потребностями  обучаемого, потребностями преподавателя  и администратора, который должен контролировать установку, настройку  программного обеспечения и результаты обучения.

      Во  всем многообразии средств организации  электронного обучения можно выделить следующие группы:

  • авторские программные продукты (Authoring Packages),
  • системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
  • системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems - CMS),
  • системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)

Авторские программные продукты

      Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные  разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель, используя  какую-либо технологию (HTML, PowerPoint, TrainerSoft, Lectura) или просто создавая электронный документ разрабатывает учебный контент.

      Недостатком таких продуктов является невозможность  отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как  правило, они разработаны для  создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов. С другой стороны отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования.

      Разработка  подобных курсов в основном ведется  преподавателями энтузиастами и  носит несистематический характер.

Системы управления обучением 

      Эти системы обычно предназначены для  контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях (например, Blackboard, e-College или WebCT), другие – на корпоративное обучение (Docent, Saba, Aspen). Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса.

      Эти системы позволяют пользователям  регистрироваться для прохождения  курса. Зарегистрированным пользователям  автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетсности. Обучаемы могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутсвует возможность проверки знаний и онлайн общения.

Системы управления контентом

      Управление  контентом электронных курсов представляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и манипулирования ими. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных, аккумулирующей образовательный контент, с возможностью поиска по ключевым словам.

      Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах.

Системы управления обучением  и учебным контентом

     Данные  системы сочетают в себе возможности  двух предыдущих и являются в настоящее  время наиболее перспективными в  плане организации электронного обучения. Сочетание управления большим  потоком обучаемым, возможностей быстрой  разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах.

Требования  к системам организации  ЭО

      Большое значение для организации ЭО играет выбор электронной обучающей  среды, обеспечивающей организацию  учебного процесса. К основным критериями выбора LMS\LCMS (Learning Management System), можно отнести следующие:

  • функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми и др.;
  • надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управление и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования;
  • стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей;
  • стоимость. Складывается из стоимости самой системы а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;
  • наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (студентов);
  • наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения;
  • поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;
  • система проверки знаний. Позволяет в режиме онлайн оценить знания обучаемых. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах;
  • удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому и общаться с инструктором.
  • модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собой набор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.
  • обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами ограничивающими возможности обучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение). Также использование технологий «завтрашнего дня», которые поддерживаются ограниченным кругом программного обеспечения существенное снижает круг потенциальных пользователей.

Информация о работе Информационная среда образовательного учреждения