Автономия образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 18.80 Кб (Скачать)

   Современное личностно-ориентированное  образование  рассматривается  как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий  условия для развития личности. Его основной задачей является  создание новой системы ценностей,  способствующей становлению нравственной  культуры ребенка, формированию  гуманистически направленной личности.

 

       Проблема  нравственного развития детей  дошкольного  возраста приобретает  актуальность, связи со  сложившейся  ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

 

       Нравственное  воспитание детей дошкольного  возраста является одной из  сложнейших задач  воспитания  в условиях современного дошкольного  образовательного учреждения. Именно  нравственное воспитание является  важнейшей задачей практически   всех программ дошкольного образования.  При всем многообразии этих  программ педагоги отмечают нарастание  детской  агрессивности, жестокости, эмоциональной  глухоты, замкнутости  на себе и собственных  интересах.  Особенно сейчас, когда все   чаще можно встретить жестокость  и насилие, проблема нравственного   воспитания становится все более   актуальной. В связи с этим  отбор  и рациональное использование  разнообразных  методов воспитания  нравственных качеств  личности  является в настоящее время   одной из главных задач, которую   преследуют педагоги дошкольных  образовательных  учреждений. Вопросы  нравственного  воспитания, совершенствования  ребенка  волновали общество  всегда и во все  времена.  По мнению многих педагогов  (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович,  А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и  др.) периодом зарождения и формирования  этических инстанций, норм нравственности  и морали является именно дошкольный  возраст. В процессе нравственного  воспитания старшего дошкольника  накопление знаний о нормах  и требованиях морали приобретает  важное значение. В связи с  этим очевидна необходимость  организации нравственного просвещения  воспитанников детского сада, формирование  у них норм нравственности  и морали. Очевидна и необходимость  организации специальной работы  педагога над разъяснением сущности  нравственных норм, нравственных  отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим  людям и самому себе. Поэтому  в воспитании любого нравственного  качества применяются различные  средства и методы воспитания. В общей системе нравственного  воспитания важное место занимает  группа средств, направленных  на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных  убеждений. К этой группе относятся  и коммуникативное общение, а  в частности -  этические беседы.

 

       Таким  образом, возникает явное противоречие  между богатым накопленным теоретическим   и эмпирическим материалом нравственного   воспитания и сложившейся ситуацией   недостаточного развития и усвоения  детьми дошкольного возраста  нравственных норм и представлений.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного  возраста посредством коммуникативного общения.

 

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств  личности и привычек культурного  поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности  уважения к воспитателям, осознанного  стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно  формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в  своих поступках следовать примеру  хороших людей, положительным, героическим  персонажем известных художественных произведений.

 

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое  место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в  жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

 

В поведении старшего дошкольника  ярче выступает связь нравственных  качеств и свойств личности с  интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к  деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при  этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и  закреплять.

 

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного  возраста, продолжает оставаться организация  жизни и деятельности ребенка, соответствующая  опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

 

Эффективным методом уточнения  систематизации нравственных представлений  старших дошкольников является этическая  беседа. Такие беседы должны органически  быть включены в систему многообразных  методов воспитания.

 

Этическая беседа, как метод  нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в  основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель  дает характеристику тем фактам и  поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Подобные характеристики формируют у детей объективность  в оценке событий, помогают ребенку  ориентироваться в той или  иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

 

Этические беседы – это  плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и  обучения в детском саду». Но, обращаясь  к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы  поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

 

Следует помнить: главная  цель этических бесед заключается  в том, чтобы сформировать у ребенка  нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в  своих поступках.  И опираться  такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет  жизнь и деятельность ребенка  в кругу сверстников.

 

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что  было предметом наиболее ярких впечатлений  детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

 

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного  произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

 

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует  заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет  обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего  тактичного корректирования поведения  детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают  факты поведения и различные  ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное  влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

 

Поведение воспитанников  старших групп убедительно свидетельствует  о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков  к обогащенным понятиям о хорошем  поведении. Посредством этических  бесед воспитатель связывает  между собой в сознании детей  разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы  нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику  разобраться в сущности понятий  добра, общего блага, справедливости формирует  первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

 

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на само-регуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.

 

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться  в практике поведения, поступках  детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления  результатов педагогического воздействия


Информация о работе Автономия образовательного учреждения