Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить является ли тип родительского отношения фактором агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.) Изучить типы родительского отношения.
2.) Изучить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии 6
1.1. Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии 6
1.2. Типы родительских отношений 14
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста 32
2.1. Задачи и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности 41
Заключение 44
Литература 46

Файлы: 1 файл

Типы родительского отношения и агресс. поведение детей (испр).docx

— 97.24 Кб (Скачать)

12.) Исключите противоречивые требования к ребенку в семье, чтобы не сформировать оппозиционное отношение к внешнему окружению.Знайте: собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны вызывает такое же поведение детей.

13.) Не используйте негативный стиль общения с ребенком. Это нацеливает его на борьбу и мстительное поведение.Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору.

14.) Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Таким образом, мы сформулировали специальные психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения   случаев детской агрессивности, их агрессивного поведения.

Заключение

 

 

Проблема влияния типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители, зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, в том числе и проявление у него агрессивности.

Семья служит базисом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую  роль в формировании Я-концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненноважное значение. Важным фактором проявления агрессивности у ребенка являются особенности построения его отношений со значимыми взрослыми, а именно с родителями.В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе, влияющим на проявление агрессивности у ребенка.

На основании проведенного нами эмпирического исследования проблемы типов родительского отношения как фактора агрессивного поведения детей младшего школьного возраста мы приходим к подтверждению выдвинутой нами гипотезы исследования. Действительно, тип родительского отношения оказывает влияние на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

При этом агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение в большей степени проявляются при таких типах родительского отношения, как "Отвержение", "Авторитарная гиперсоциализация" и в меньшей степени - при таком типе родительского отношения, как "Кооперация". Кроме того, мы выявили, что при типах родительского отношения «Принятие» и «Симбиоз» так же, как и в случае кооперации мы видим снижение агрессивности и уровня агрессивного поведения у ребенка.

 

В целом согласно теоретическому анализу  специальной литературы и результатам  проведенного нами эмпирического исследованная  можно утверждать, что для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2006.
  2. Бандура А.Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: РГБ, 2008.
  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 2007.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна. – М., 2006.
  6. Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. – М., 2006.
  7. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.
  8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.
  9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2006. - № 1, с. 60-71.
  10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
  11. Змановская Е.В. Девиантология. – М., 2006.
  12. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2008.
  13. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2007.
  14. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека. - М., 2007.
  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.
  16. Максимов В.В. Семейная книга. – Спб., 2007. – 106 с.
  17. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. – М.: Наука, 2006.
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2006.
  19. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2005.
  20. Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. – СПб., 2008.
  21. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  22. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
  23. Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: НГАВТ, 2007.
  24. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 2007.
  25. Шнейдер Н.Д. Психология семейных отношений – М., 2005.



Информация о работе Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста