Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить является ли тип родительского отношения фактором агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.) Изучить типы родительского отношения.
2.) Изучить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии 6
1.1. Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии 6
1.2. Типы родительских отношений 14
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста 32
2.1. Задачи и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности 41
Заключение 44
Литература 46

Файлы: 1 файл

Типы родительского отношения и агресс. поведение детей (испр).docx

— 97.24 Кб (Скачать)

- тип «Кооперация» наблюдается у 20% родителей. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. Отметим, что, как отмечают А.Я. Варга и В.В. Столин, это социально-желательный образ родительского отношения;

- тип «Симбиоз» зафиксирован у 35% родителей. Эти родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, т.к. по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда;

- тип «Авторитарная гиперсоциализация» наблюдается у 25% родителей. В данном случае в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства;

- тип «Маленький неудачник» обнаружен у 20% родителей. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка родителям кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособенным, неуспешным, открытым от дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таким образом, наиболее распространенными  типами родительского отношения  в обследованной выборке являются такие типы, как "Принятие" и "Симбиоз". Т.е. в целом родителям свой ребенок  нравится таким, какой он есть; они  уважают и принимают его индивидуальность, стремятся уделять ему много  времени и одобряют интересы ребенка ("Принятие"). Кроме того, родители ощущают себя с ребенком единым целым и стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Не позволяют ребенку проявлять самостоятельность("Симбиоз").

Вторая  задача нашего эмпирического исследования состояла в изучении агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Данная задача решалась нами на основе оценки агрессивности детей и собственного проявления их агрессивного поведения. В первом случае применялся "Тест руки" Вагнера; во втором - анкета "Критерии агрессивного поведения у ребенка".

Обратимся к рис.2. На нем отражено среднегрупповое распределение младших школьников по уровню их агрессивности (методика "Тест руки" Вагнера).

Рис.2. Процентное распределение младших школьников по уровню агрессивности

 

Как можно  заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивности (40%), далее идет высокий уровень агрессивности (35%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивности у младших школьников (25%). Уровень агрессивности рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивности детей с имеющейся нормой согласно применяемой методике (среднее значение агрессивности с учетом стандартного отклонения для детей младшего школьного возраста  от -11 до 9,88 баллов).

Обратимся к рис.3. На нем отражено среднегрупповое  распределение младших школьников по уровню их агрессивного поведения (анкета "Критерии агрессивного поведения  у ребенка").

 

Рис.3. Процентное распределение младших  школьников по уровню агрессивного поведения

 

Как можно  заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивного поведения(55%), далее идет высокий уровень агрессивного поведения (30%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивного поведения у младших школьников (15%). Уровень агрессивного поведения рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивного поведения детей согласно экспертной оценки учителя с имеющимися нормами применяемой методики.

В таблице №2. представлено среднегрупповое значение индекса агрессивного поведения детей в выборке испытуемых в результате применения анкеты "Критерии агрессивного поведения у ребенка", которую заполнял учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Среднее значение индекса агрессивного поведения у детей

 

Показатель

Эмпирический показатель

Норма

Индекс агрессивности (ИА)

14,2 балла

7 - 14 баллов


 

Мы видим, что ИА = 14, 2 балла. Полученные данные говорят о том, что индекс агрессивности в выборке испытуемых находится в пределах нормы, хотя и стремится к верхней ее границе. Результаты могут свидетельствовать о том, что в поведении испытуемых наряду с агрессивными тенденциями, ярко представлена враждебность в виде обиды и подозрительности.

Третья  задача нашего эмпирического исследования заключалась в том, чтобы проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Для решения данной задачи мы применяли критерий корреляции r-Пирсона. Полученные результаты по всей выборке обследуемых младших школьников представлены в таблице №3.

Таблица №3.

Значимые взаимосвязи типов родительского отношения иагрессии младших школьников

 

 

Параметры агрессии

Типы родительского отношения

Агрессивность

Агрессивное поведение

ПР

-0,591**

-0,453*

ОТ

0,513*

0,473*

КП

-0,652**

-0,533*

СБ

-0,522*

-0,412*

АГ

0,571**

0,461*

МН

-

-


Примечание:

Буквами обозначены следующие показатели: ПР - принятие; ОТ - отвержение; КП - кооперация; СБ - симбиоз; АГ - авторитарная гиперсоциализация; МН - маленький неудачник. ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Рз – раздражение, Нг – негативизм, Об – обидчивость, Пд – подозрительность, СА – словесная агрессия, УА – уровень агрессивности в отношениях;

* p£ 0,05;

** p£ 0,01.

 

 

Как можно  заметить, нами выявлены следующие  значимые взаимосвязи типов родительского отношения и агрессии младших школьников:

- значимая  отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения "Принятие" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = -0,591; -0,453 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения "Принятие", тем меньше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- значимая  положительная взаимосвязь типа родительского отношения "Отвержение" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,513; 0,473 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Отвержение», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- значимая  отрицательная взаимосвязь типа  родительского отношения «Кооперация»  с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = -0,652; -0,533 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Кооперация», тем меньше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- значимая  отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения «Симбиоз» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r= -0,522; -0,412 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Симбиоз», темменьше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- значимая  положительная взаимосвязь типа родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,571; 0,461 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Авторитарная гиперсоциализация», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного нами эмпирического  исследования мы приходим к подтверждению  выдвинутой нами гипотезы исследования. Действительно, тип родительского отношения оказывает влияние на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. При этом агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение в большей степени проявляются при таких типах родительского отношения, как "Отвержение", "Авторитарная гиперсоциализация" и в меньшей степени - при таком типе родительского отношения, как "Кооперация". Кроме того, мы выявили, что при типах родительского отношения «Принятие» и «Симбиоз» так же, как и в случае кооперации мы видим снижение агрессивности и уровня агрессивного поведения у ребенка.

2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности

 

На основании проведенного нами исследования актуальной становится разработка специальных психопрофилактических  рекомендаций родителям для предупреждения случаев детской агрессивности и агрессивного поведения.

Ниже мы представляем конкретные практические рекомендации родителям по вопросу преодоления и снижения детской агрессивности, которые вытекают из нашего исследования.

 

Рекомендации  для преодоления и снижения агрессивности у ребенка

 

1.) Полезно  проанализировать проблемные моменты  в Вашей семье, выявить доминирующий  тип родительского отношения  к ребенку. Нужно придерживаться  одного стиля воспитания в  семье.

2.) Целесообразна  нормализация Ваших семейных  отношений, поскольку ребенок  не должен быть свидетелем  неустроенности брачного союза,  постоянных выяснений взаимных  обид и скандалов. 

3.) Не  следует злоупотреблять запретами  для ребенка, бесчисленными "нельзя", "не надо" и др.

4.) Не  применять никакие формы физического  наказания по отношению к ребенку,  вплоть до шлепков. Доказано, что  чем более жестоко наказываете  Вы своего ребенка в семье,  тем более жесток он по отношению  к окружающим.

5.) Принимать  ребенка таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя  отверженным родителями.

6.) Что-то  требуя от ребенка, учитывать  возможности его, а не то, как  Вам хотелось бы это видеть.

7.) Вам  надо дать понять ребенку, что  он любим, даже когда в семье  вдруг появился новорожденный,  и постараться привлечь его  к уходу за младенцем, подчеркивая,  как маленькие сестричка или  братик нуждаются в нем.

8.) Ребенок  должен понять, что можно контролировать  свои эмоции и их негативные  импульсы, что последствия его  агрессивности не приемлемы в  обществе, где он живет.

9.) Особое место уделять формированию круга интересов, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. Избегать применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

10.) Отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрировать свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не использовать эту информацию для наказания или для упреков.

11.) Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.

Информация о работе Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста