Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа
Цель исследования - выявить является ли тип родительского отношения фактором агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.) Изучить типы родительского отношения.
2.) Изучить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии 6
1.1. Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии 6
1.2. Типы родительских отношений 14
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста 32
2.1. Задачи и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности 41
Заключение 44
Литература 46
- тип «Кооперация» наблюдается у 20% родителей. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. Отметим, что, как отмечают А.Я. Варга и В.В. Столин, это социально-желательный образ родительского отношения;
- тип «Симбиоз» зафиксирован у 35% родителей. Эти родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, т.к. по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда;
- тип «Авторитарная гиперсоциализация» наблюдается у 25% родителей. В данном случае в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства;
- тип «Маленький неудачник» обнаружен у 20% родителей. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка родителям кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособенным, неуспешным, открытым от дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Таким образом, наиболее распространенными
типами родительского отношения
в обследованной выборке
Вторая задача нашего эмпирического исследования состояла в изучении агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Данная задача решалась нами на основе оценки агрессивности детей и собственного проявления их агрессивного поведения. В первом случае применялся "Тест руки" Вагнера; во втором - анкета "Критерии агрессивного поведения у ребенка".
Обратимся к рис.2. На нем отражено среднегрупповое распределение младших школьников по уровню их агрессивности (методика "Тест руки" Вагнера).
Рис.2. Процентное распределение младших школьников по уровню агрессивности
Как можно заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивности (40%), далее идет высокий уровень агрессивности (35%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивности у младших школьников (25%). Уровень агрессивности рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивности детей с имеющейся нормой согласно применяемой методике (среднее значение агрессивности с учетом стандартного отклонения для детей младшего школьного возраста от -11 до 9,88 баллов).
Обратимся
к рис.3. На нем отражено среднегрупповое
распределение младших
Рис.3. Процентное распределение младших школьников по уровню агрессивного поведения
Как можно заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивного поведения(55%), далее идет высокий уровень агрессивного поведения (30%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивного поведения у младших школьников (15%). Уровень агрессивного поведения рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивного поведения детей согласно экспертной оценки учителя с имеющимися нормами применяемой методики.
В таблице №2. представлено среднегрупповое значение индекса агрессивного поведения детей в выборке испытуемых в результате применения анкеты "Критерии агрессивного поведения у ребенка", которую заполнял учитель начальных классов.
Таблица №2.
Среднее значение индекса агрессивного поведения у детей
Показатель |
Эмпирический показатель |
Норма |
Индекс агрессивности (ИА) |
14,2 балла |
7 - 14 баллов |
Мы видим, что ИА = 14, 2 балла. Полученные данные говорят о том, что индекс агрессивности в выборке испытуемых находится в пределах нормы, хотя и стремится к верхней ее границе. Результаты могут свидетельствовать о том, что в поведении испытуемых наряду с агрессивными тенденциями, ярко представлена враждебность в виде обиды и подозрительности.
Третья задача нашего эмпирического исследования заключалась в том, чтобы проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Для решения данной задачи мы применяли критерий корреляции r-Пирсона. Полученные результаты по всей выборке обследуемых младших школьников представлены в таблице №3.
Таблица №3.
Значимые взаимосвязи типов родительского отношения иагрессии младших школьников
Параметры агрессии | ||
Типы родительского отношения |
Агрессивность |
Агрессивное поведение |
ПР |
-0,591** |
-0,453* |
ОТ |
0,513* |
0,473* |
КП |
-0,652** |
-0,533* |
СБ |
-0,522* |
-0,412* |
АГ |
0,571** |
0,461* |
МН |
- |
- |
Примечание:
Буквами обозначены следующие показатели: ПР - принятие; ОТ - отвержение; КП - кооперация; СБ - симбиоз; АГ - авторитарная гиперсоциализация; МН - маленький неудачник. ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Рз – раздражение, Нг – негативизм, Об – обидчивость, Пд – подозрительность, СА – словесная агрессия, УА – уровень агрессивности в отношениях;
* p£ 0,05;
** p£ 0,01.
Как можно заметить, нами выявлены следующие значимые взаимосвязи типов родительского отношения и агрессии младших школьников:
- значимая отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения "Принятие" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = -0,591; -0,453 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения "Принятие", тем меньше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- значимая положительная взаимосвязь типа родительского отношения "Отвержение" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,513; 0,473 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Отвержение», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- значимая
отрицательная взаимосвязь
- значимая отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения «Симбиоз» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r= -0,522; -0,412 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Симбиоз», темменьше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- значимая положительная взаимосвязь типа родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,571; 0,461 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Авторитарная гиперсоциализация», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, на основании проведенного нами эмпирического исследования мы приходим к подтверждению выдвинутой нами гипотезы исследования. Действительно, тип родительского отношения оказывает влияние на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. При этом агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение в большей степени проявляются при таких типах родительского отношения, как "Отвержение", "Авторитарная гиперсоциализация" и в меньшей степени - при таком типе родительского отношения, как "Кооперация". Кроме того, мы выявили, что при типах родительского отношения «Принятие» и «Симбиоз» так же, как и в случае кооперации мы видим снижение агрессивности и уровня агрессивного поведения у ребенка.
На основании проведенного
нами исследования актуальной становится
разработка специальных
Ниже мы представляем конкретные практические рекомендации родителям по вопросу преодоления и снижения детской агрессивности, которые вытекают из нашего исследования.
Рекомендации для преодоления и снижения агрессивности у ребенка
1.) Полезно
проанализировать проблемные
2.) Целесообразна
нормализация Ваших семейных
отношений, поскольку ребенок
не должен быть свидетелем
неустроенности брачного союза,
3.) Не
следует злоупотреблять
4.) Не
применять никакие формы
5.) Принимать
ребенка таким, какой он есть,
и любить со всеми
6.) Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
7.) Вам
надо дать понять ребенку, что
он любим, даже когда в семье
вдруг появился новорожденный,
и постараться привлечь его
к уходу за младенцем,
8.) Ребенок должен понять, что можно контролировать свои эмоции и их негативные импульсы, что последствия его агрессивности не приемлемы в обществе, где он живет.
9.) Особое место уделять формированию круга интересов, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. Избегать применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
10.) Отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрировать свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не использовать эту информацию для наказания или для упреков.
11.) Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.