Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить является ли тип родительского отношения фактором агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.) Изучить типы родительского отношения.
2.) Изучить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии 6
1.1. Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии 6
1.2. Типы родительских отношений 14
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста 32
2.1. Задачи и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности 41
Заключение 44
Литература 46

Файлы: 1 файл

Типы родительского отношения и агресс. поведение детей (испр).docx

— 97.24 Кб (Скачать)

Таким образом, вслед за В.Б. Шапарь можно выделить три типа развития и закрепления детской агрессивности:

1.) нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви личность ребенка формируется без опоры на эти чувства);

2.) агрессивное поведение демонстрируется родителями (копируется ребенком);

3.) агрессивное поведение закрепляется на поведенческом уровне (родительское внимание) [21].

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социальных психологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучение зависимости между  практикой семейного руководства  и агрессивным поведением у детей  сосредоточилось на характере и  строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением [21; 23].

Использование физических наказаний  как средства воспитания детей в  процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей».

Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для  тех примером агрессивности. В таких  случаях наказание может провоцировать  агрессивность в дальнейшем.

Во-вторых, дети, которых слишком  часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать  им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые  помогли бы им социализироваться. Аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

В-третьих, если наказание слишком  возбуждает и расстраивает детей, они  могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали.

Дети, изменившие свое поведение в  результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают  нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех  пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда  и не примут правил приемлемого в  обществе поведения, тех правил, которые  предотвратили бы необходимость  наказаний в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его [13; 18; 21].

У ребенка непоследовательные наказания  ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух - предъявляет негативные вербальные стимулы или постоянно командует  ребенком - неумышленно дает ему  понять, что команды и угрозы не имеют большого значения. Наказание  окажется наиболее эффективным, если его  будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение  всегда будет назначаться одна и  та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать  подобное поведение.

В ряде исследований выявлена зависимость  между негативными взаимоотношениями  в паре «родитель-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой  возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или  обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Дети из неблагополучных семей  менее подготовлены к систематическим  школьным занятиям, более возбудимы, раздражительны, что усложняет им усвоение школьной программы, приводит к трудностям и неудачам в учебе. Но вместо помощи и в школе, и в  семье они слышат обвинения в  лени, тупости, нежелании учиться, их наказывают. 60% осужденных подростков отмечали, что именно плохая учеба  в школе чаше всего вызывала ссоры  в их семьях.

Отсутствие одобрения и помощи со стороны взрослых (родителей, учителей) в ведущей деятельности - учебе - приводит к тому, что важнейшие  потребности ребенка этого возраста - в одобрении окружающих, самоуважении - начинают блокироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт. Стремясь найти выход из подобного  состояния, подростки пытаются компенсировать школьные проблемы бравадой, грубостью, нарушением порядка на уроках и переменах, драками. Таким образом, несостоятельность  в учебе и отторжение от коллектива - еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного  родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных  средств самоутверждения [23].

Образовавшийся в позитивной системе  общения вакуум подросток пытается чем-то заполнить, он ищет и находит  похожих на себя сверстников и  в этой группе обретает общественный статус, получает возможность удовлетворить  жизненно необходимую потребность  в общении и признании. Если в  неформальной подростковой группе насильственные действия обычны и подросток не только подвергался им, но и отвечал на них, он рискует закрепить поведенческие  навыки агрессивности. Ссоры, драки  между собой, применение физической силы при решении конфликтов с  незнакомыми людьми укрепляют стереотип  поведения, связанный с применением  силы как средства разрешения споров.

Итак,   тип   отношения   родителей   к   ребенку   и   стиль   семейного воспитания, в целом, оказывают влияние на формирование личности ребенка. Решающее влияние на появление, закрепление  и проявление агрессивности у  детей и подростков оказывают: эмоциональное  отвержение, применение наказания, особенно, если оно по силе не соответствует  проступку, демонстрация образцов агрессивного поведения родителями, длительные и  частые фрустрации, вызываемые унижением, оскорблениями ребенка родителями.

В целом на основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что агрессивность ребенка повышается и часто проявляется, если:

- ребенка бьют, применяют физические наказания;

- над ребенком явно издеваются, унижают его достоинство;

- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда, взращивают в нем чувство вины;

- родители заведомо лгут, скрывают от ребенка правду, выдумывают различные версии случившегося;

- родители пьют, устраивают скандалы и дебоши, ведут аморальный образ жизни;

- родители воспитывают ребенка двойной моралью, нет единой линии моральных стандартов у родителей, ссорятся по вопросу воспитания ребенка в его присутствии;

- родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка, он их явно не уважает;

- родители не умеют одинаково любить своих детей, выделяют отверженных и любимчиков;

- родители не доверяют своему ребенку;

- родители настраивают детей друг против друга, стравливают их между собой, играют на их чувстве ревности к ним;

- друзья ребенка не допускаются в дом и поэтому не ходят к нему в гости;

- родители проявляют к ребенку мелочную заботу и избыточную опеку;

- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят и он не нужен своим родителям.

Таким образом, в целом для преодоления  детской агрессии в  своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование влияния  типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста

 

2.1. Задачи и методы исследования

 

Наше  эмпирическое исследование проблемы влияния  типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного  возраста базируется на тех теоретических  положениях, которые мы проанализировали в теоретической главе курсовой работы.

Целью исследования явилось выявление роли типа родительского отношения в качестве фактора агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.) Изучить типы родительского отношения.

2.) Изучить агрессивность и агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивности детей младшего школьного возраста.

4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Методики  исследования:

1.) Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними. Опросник выявляет преобладание того или иного типа родительского отношения к ребенку: "Принятие-Отвержение", "Кооперация", "Симбиоз", "Авторитарная гиперсоциализация", "Маленький неудачник".

2.) "Тест руки" Вагнера - тест направлен на диагностику агрессивности. Теоретической основой данного теста является положение о связи развития функции руки с развитием головного мозга. Поэтому, при визуальном представлении испытуемым стимулов в виде изображения руки, которая выполняет различные действия, можно прийти к выводам о тенденциях их активности. При проведении обследование испытуемый интерпретирует, описывает содержание действия кистью руки. В данный момент задействуется психический механизм проекции и выбор испытуемого определяется его наличным внутренним состоянием, его ведущими мотивами. На основании полученных результатов теста подсчитывается показатель агрессивности. Существуют специальные нормы для детей, в том числе младшего школьного возраста, которые позволяют сделать вывод об уровне агрессивности - низком, среднем, либо высоком.

3.) Критерии агрессивного поведения у ребенка (анкета для учителя; авторы - Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) - методика направлена на оценку степени агрессивного поведения у ребенка младшего школьного возраста через оценку критериев его проявления. Анкета состоит из 20 вопросов, за каждый утвердительный ответ на вопрос начисляется 1 балл. По результатам оценки можно выявить один из трех возможных уровней выраженности агрессивного поведения ребенка:

- высокий  уровень агрессивного поведения  - 15-20 баллов;

- средний  уровень агрессивного поведения  - 7-14 баллов;

- низкий  уровень агрессивного поведения  - 1-6 баллов.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

 

Первой задачей нашего эмпирического исследования было изучить  типы родительского отношения.

Обратимся к таблице №1. В ней указано процентное распределение родителей младших школьников по выявленным типам родительского отношения.

 

Таблица №1.

Процентное распределение  родителей младших школьников по выявленным типам родительского отношения

 

Тип отношения

Частоты

Принятие

30%

Отвержение

15%

Кооперация

20%

Симбиоз

35%

Авторитарная гиперсоциализация

25%

Маленький неудачник

20%


 

На рисунке 1. дано наглядное представление полученных результатов.

Рис.1. Процентное распределение родителей младших школьников по типам (стилям) родительского отношения

В результате диагностики  типа родительского отношения мы выяснили:

- тип «Принятие» обнаружили 30% родителей. Т.е. эти родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему и стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы;

- тип «Отвержение» выявлен у 15% родителей. Эти родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большой части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его;

Информация о работе Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста