Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить является ли тип родительского отношения фактором агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.) Изучить типы родительского отношения.
2.) Изучить агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
3.) Проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4.) Разработать профилактические рекомендациидля предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии 6
1.1. Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии 6
1.2. Типы родительских отношений 14
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 19
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста 32
2.1. Задачи и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности 41
Заключение 44
Литература 46

Файлы: 1 файл

Типы родительского отношения и агресс. поведение детей (испр).docx

— 97.24 Кб (Скачать)

Доброкачественная агрессия представляет собой биологически адаптивный вид агрессии, благодаря которому достигается поддержание жизни через защиту собственных витальных интересов как реакцию на факторы, угрожающие данным интересам.

Злокачественная агрессия, наоборот, не представляет собой  биологически адаптивный вид агрессии и, следовательно, не связана с защитой  собственных витальных интересов  и сохранением жизни.

В отношении  агрессивности, так же как и в  отношении тревожности, внушаемости, ригидности и пр., может быть поставлен  вопрос о том, личностная или ситуативная  черта, носит ли врожденный или приобретенный  характер, принадлежит ли к так  называемым нормальным или патологическим явлениям психики. В психологии агрессивность  понимается как черта, либо как свойство личности (Ю.М. Антонян, В.З. Гульдан) [3; 11; 17].

Рассматривается агрессивность и как комплексное  личностное образование, которое детерминирует, направляет и обеспечивает реализацию поведения. Интересным представляется определение агрессивности как  эмоциональной черты, где агрессивность, понимаемая как эмоциональная черта, является свойством, структурирующим  эмоционально- поведенческую сферу  индивида (Т.Н. Курбатова, Н.В. Аликина) [18].

Согласно  теории дифференциальных эмоций, понятием «эмоциональная черта» определяется своеобразная эмоциональная характеристика    субъекта,    образуемая    двумя    или    несколькими  фундаментальными эмоциями, комплекс которых, в зависимости от генетических предпосылок индивида и особенностей его жизни, может вызываться относительно стабильно и часто.

О социальной обусловленности «агрессивности»  пишет О.Д. Ситковская: «Поскольку личность есть продукт освоения индивидом  культурного наследия человечества, то агрессивность как одно из качеств, является социально приобретенным. Разумеется, некоторые врожденные характеристики (тип высшей нервной деятельности, особенности процессов возбуждения  и торможения и другие) могут влиять на формирование этого свойства в  процессе онтогенеза, но не являются непосредственно детерминирующими» [цит. по 14, с. 237].

Для лучшего понимания агрессивности, на наш взгляд, целесообразно проанализировать ее связь с таким феноменом  как тревожность.

Итак, агрессивность и тревожность  – важные свойства, приобретенные  в ходе эволюции и необходимые  для адаптации к окружающей среде. Агрессивное поведение может  повышать приспособленность – эффективность  функционирования в условиях реальной жизни, если приобретения превышают  потери, а тревожность помогает защититься от разнообразных угроз. Но при чрезмерной выраженности эти свойства могут  иметь негативные последствия. Агрессивность  может быть причиной разных форм насилия, частота которых в современном  мире не снижается, так что агрессию относят к числу наиболее серьезных  проблем, стоящих сегодня перед  человечеством. Чрезмерная тревожность  – одна из причин эмоциональных  расстройств, снижающих адаптивное функционирование [9].

Влияние агрессивности и тревожности  на приспособленность достаточно хорошо изучено. Гораздо меньше известно о  том, какое влияние на приспособленность  оказывает сочетание агрессивности  и тревожности и как это  сочетание связано с работой  мозга. В одних исследованиях  показано, что при этом результаты развития лучше, чем при наличии  только высокой агрессивности или  высокой тревожности. В других исследованиях, наоборот, сочетание агрессивности  и тревожности приводило к  наихудшим последствиям [17].

Несмотря  на то, что поведенческие проявления агрессивности и тревожности  различны, их влияние на восприятие эмоционально значимых стимулов сходно: и тревожные и агрессивные  люди воспринимают нейтральные или  двусмысленные ситуации как угрожающие. Эти особенности восприятия особенно заметны при предъявлении социально  значимых стимулов, таких как эмоциональные  выражения лиц. Показано, что при  распознавании эмоциональных выражений  лиц испытуемые с высокой личностной тревожностью непроизвольно фокусируют внимание на угрожающей информации. Эти  данные согласуются с моделью  тревожности как личностной черты, подготавливающей индивида к потенциально опасным ситуациям с помощью  быстрого фокусирования внимания на угрожающих стимулах. Доказано также, что агрессивность предрасполагает к преувеличению враждебных намерений других людей. Эти особенности восприятия социально значимых эмоциональных стимулов, вероятно, связаны с особенностями функционирования соответствующих систем мозга, поэтому необходимо изучение их физиологических механизмов [9].

Таким образом, при изучении агрессивного поведения разными авторами применяются  различные и зачастую несовпадающие  подходы, принципы и классификации. Но на современном уровне развития научного познания и понимания человеческой агрессии, при исследовании проблем  агрессии было бы нецелесообразным исключать  заранее из поля зрения те или иные подходы, поскольку почти все  они обладают тем или иным рациональным моментом. В рамках современных исследований агрессии накоплен значительный опыт, свидетельствующий как о серьезных  теоретических достижениях в  этой области, так и о довольно плодотворных попытках их практического  использования.

Динамика научных взглядов на человеческую агрессию характеризуется постепенным  замещением объяснительных моделей биологического типа моделями социального типа. Эта тенденция воплотилась в создании переходных объяснительных моделей, обозначаемые как промежуточные.

В нашей работе вслед за  Т.Н. Курбатовой и Н.В. Аликиной мы склонны придерживаться понимания агрессивности, как комплексного личностного образования, которое детерминирует, направляет и обеспечивает реализацию поведения.

 

 

 

 

 

 

1.2. Типы родительских отношений

 

 

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений достаточно многообразен пестр: здесь родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать — ребенок; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер, указывая на взаимную связь, принадлежность, зависимость родителя и ребенка.Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются практически как синонимы понятия «родительское отношение», иногда отличающиеся степенью осознанности [15; 25].

Характер и степень влияния  родителя на ребенка зависит от множества  отдельных факторов. Прежде всего, это  характеристики самого родителя как  субъекта взаимодействия:

1. его пол (тот же, что и  у ребенка, или противоположный);

• возраст (юная, несовершеннолетняя мать или пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

• темпераментальные и характерологические  особенности родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

2. религиозность; 

• национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

• социальное положение (низкие или  средние социально – экономические  слои, высокопоставленность родителя);

3. профессиональная принадлежность;

• уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимность связей в семье, отношения описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль -это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, это сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи» [20].

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения»выполняет роль объекта для канализации взаимного недовольства супругов — родителей. «Любимчик»заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби»с очень ограниченными правами. «Примирители»вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Отмечают и другие роли: ребенок-обуза; ребенок-раб, ребенок-любовник(одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); ребенок как оружиев борьбе с супругом; ребенок - заместитель мужа(от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) [15; 22].

Выделяют семь вариантов родительского поведения (стиля или типаотношения).

  • Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствуетавторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
  • Объяснительный –родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка,прибегаетк словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно — следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения
  • Автономный – родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.
  • Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
  • Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
  • Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
  • Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своегособственного родительского состояния, потребностейи целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.

   Однако, характеризуя  тип родительского отношения или стиль воспитания в целом можно говорить лишь об относительной выраженности (т.е. преобладании) того или иного варианта, как у конкретного родителя, так и у группы родителей в целом. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания (в индивидуальном случае или для родителей определенной группы детей) [15; 16; 25].

Д. Баумринд выделяет три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустительский (либеральный).При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе [20].

Демократичные родители ценят в  поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком  раздражает ; ончасто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких  отношениях проходит без особых переживаний  и конфликтов. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются  к стилю семейных отношений и  становятся неуверенными в себе, менее  самостоятельными.

Сочетание безразличного родительского  отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детямпозволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности,трудностям в общении со сверстниками.

Согласно классификации А.Я. Варги и В.В. Столина существуют следующие типы родительских отношений к ребенку:

Информация о работе Тип родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста