Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Мы хотим отметить, что игры-занятия следует проводить целенаправленно и систематически.

Примененные нами меры по повышению культуры общения старших дошкольников дали свои результаты. Некоторые показатели возросли, другие же остались на прежнем уровне.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что поставленные цели и задачи выполнены и далее следует вести работу в том же направлении, используя разнообразные методы и формы в разных режимных моментах.

Опыт работы может быть использован воспитателями в старших группах дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список.

 

1. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель  и дети. – М., 1985.

3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М., 1980.

Васильева-Гангнус Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

4. Воспитание нравственных чувств  у старших дошкольников./ Под ред. А.М. Виноградовой. – М., Просвещение, 1989.

5. Воспитание и обучение в  детском саду./ Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М., 1976.

6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – МГУ, 1986.

7. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003.

9. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. Принцип развития психологии. – М., 1978.

10. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

11. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/ Пед. соч. в 7 томах. – М.

13. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

14. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст)/ Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1972.

15. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1984.

16.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М.; Просвещение, 1986.

17. О воспитании и обучении старших дошкольников в детском саду./ Под ред. Т.А. Марковой и др., - М., 1972.

18. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

19. Практикум по детской психологии. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, 1995.

20. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – Мн.: Современное слово, 2001.

21. Развитие общения у дошкольников./ Под ред. Запорожца А.В. и Лисиной М.И. – М., 1974.

22. Словарь по этике./ Под ред. И.С. Кона. М., Политиздат, 1983.

23.Смирнова Н.Г. Методические рекомендации  по организации и руководству  игровой деятельностью в детском  саду. – Рыбинск, 2005.

24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.

25. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1984.

26. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. – М., Педагогика, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

Перспективный план исследования по теме:

«Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности»

 

Время проведения

Этапы работы

Констатирующий срез

Формирующий эксперимент

Контрольный срез

Октябрь

   

Ноябрь

   

Декабрь

   

Январь

 

   

Февраль

 

 

Март

 


 

Условные обозначения:


- наблюдения              - сюжетно-ролевые игры

- беседы                        - дидактические игры


 - занятия


 

 

 

Приложение №2

 

Умение детей использовать формулы выражения слов вежливости

 

 

 

 

 

 

Умение решать спорные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема беседы:

 

«Поговорим по телефону».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с правилами разговора по телефону.
  2. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

 

Оборудование.

Медальки для награждения.

 

Ход беседы.

- Телефон – это важное средство  короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье друзей и близких, договариваемся о времени и месте встречи.

- Для чего нам нужен телефон?

- Кому вы звоните по телефону?

- Какие правила разговора по  телефону вы знаете и соблюдаете?

- Ждать ответа на телефонный вызов 5-7 гудков, самому при вызове стараться побыстрее поднять трубку телефона и ответить, осторожно снимать трубку с телефонного аппарата и класть ее на место, начинать разговор со слов приветствия и заканчивать словами прощания, говорить вежливо и недолго, никогда не звонить утром рано и поздно вечером. Первым телефонных разговор заканчивает старший по возрасту и положению, а также девочка в разговоре с мальчиком; в равных условиях – позвонивший.

- Что значит «вежливо говорить  по телефону»?

- Женя был очень занят, он рисовал для мамы картину. Зазвонил телефон. Женя поднял трубку. К телефону попросили его старшего брата. «Нет его», - буркнул Женя, быстро повесил трубку и поспешил заняться своим делом. Как вы думаете, он поступил вежливо? 

- Лена позвонила маме на работу и сказала: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, мою маму». Правильно ли сказала девочка?

- Можно ли позвонить на работу  родителям? Что при этом следует  учесть?

- Как вызвать по телефону  пожарную охрану? Милицию? Скорую  помощь?

 

Игра «Испорченный телефон».

Дети передают друг другу одно и то же слово шепотом, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя. По мере передачи слово может изменяться. Сравнив первое и последнее слова, делают вывод: говорить по телефону нужно четко и ясно, чтобы нас правильно поняли.

 

Игра «У меня зазвонил телефон».

- А сейчас, ребята, мы поиграем  в игру, которая называется «У  меня зазвонил телефон». Раздается  телефонный звонок, надо как можно  скорее взять трубку, но для  этого вам придется пройти через всю комнату, не задев поставленные на ходу столы и стулья, аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать в нее слово «Алло» так чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады. Жюри из 2-3 детей определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

 

- Дети, о чем мы сегодня с  вами беседовали?

Давайте наградим команду победителей.

 

 

 

 

 

 

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема беседы:

 

«Изучим правила вежливости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Закрепить знание детей о правилах поведения
  2. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Ход беседы.

Для беседы подбираются 2 детей: Кирилл Белышев (много не знает) и Маша Гепалова (хорошо усвоила правила поведения).

- Скажи Кирилл, что ты делаешь, когда встречаешь знакомых взрослых или детей?

- Говорю «Здравствуйте».

- Когда при встрече говорим  «здравствуйте», этим приветствием  желаем человеку здоровья и  вообще всего хорошего. Если произнести  это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать? (Добрый день).

- А какими еще? Кирилл затрудняется  ответить. Машенька, помоги ему.

- Добрый день. Доброе утро. Добрый  вечер.

- А прощаясь?

- Сказать не только «до свиданья», но и «всего доброго».

- Кирилл, ты знаешь слова-помощники? (спасибо, пожалуйста).

- Хорошо, Кирилл, но это еще не  все слова. Маша, скажи еще.

- «Благодарю», «извините».

- Их совсем не трудно запомнить. Кирилл повтори. Маша, ты очень  хорошо запомнила правила. Расскажи  Кириллу, как надо поступить, когда  встретишь знакомых взрослых  или товарищей.

- надо здороваться со взрослыми  и детьми. За руку здороваются  только взрослые. Не кричать через  улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы  стоит не один, то надо сказать  всем «здравствуйте» (Кирилл повторяет  правила).

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема беседы:

 

«Что такое этикет?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Познакомить с понятием «этикет».
  2. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

 

Ход беседы.

- Вы уже знакомились с понятием  «этикет». С некоторыми правилами  этикета. Сегодня мы с вами  повторим, а что-то вы узнаете  новое.

- Этикет – это порядок поведения, удобный для всех. Он создан  для того, чтобы людям различных  взглядов, интересов, положения было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались.

- Что такое «этикет»?

- Соблюдать этикет – значит  выполнять правила поведения, главное  из которых не ставить человека  в неудобное положение; поступать  с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

- Что означает выражение «разные  люди»? Приведите примеры (мальчик  и девочка, воспитатель и воспитанник, ребенок и взрослый, старый и  молодой и т.п.).

- Как вы понимаете выражения  «не ставить в неудобное положение», «поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»?

- Что значит «любить людей», «уважать людей»? В чем проявляется  наша любовь и уважение к  людям?

- Любовь, уважение к людям, вежливость  помогают человеку соблюдать  этикет и быть приятным для  окружающих. Любя человека, мы стараемся во всем ему помочь, сделать что-то хорошее для него, оберегать его от неприятностей. Уважая человека, мы считаемся с тем, что у него есть свое мнение, взгляды, интересы, дело. Например, Кирилл хочет поиграть с мамой, но мама в это время читает интересную книгу. Как проявить в этой ситуации уважение?

- что такое вежливость? В чем  она проявляется?

 

Приложение №4

 

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия:

 

«Какая тайна скрыта в наших именах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с понятиями: имя, отчество, прозвище, фамилия.
  2. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
  3. Воспитывать гордость за свое имя.

Информация о работе Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности