Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа
Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.
Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………
Игра-занятие «Какая тайна скрыта в наших именах» включала в себя игру «Бояре». Дети разбились на две команды хозяева и гости. Первая команда приближается ко второй и возвращается назад, вторая делает то же самое, при этом говорит игровой текст. Затем первая команда выбирает одного участника другой, тот должен разбежаться и прорвать цепочку из крепко держащихся за руки участников первой команды. Если получилось, он забирает участника в свою команду, если нет – остается в ней. Затем команды меняются местами. (см. Приложение №4)
Мы проводили ряд сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Супермаркет», «Автобус», «Парикмахерская». Игра – это не просто забава. Для ребенка игра – настоящая работа, во время которой он исследует, испытывает, изучает и познает предметы и явления. Именно в игре он получит наибольшее количество информации, необходимой, как для умственного, так и для физического развития. В ходе проведенных нами сюжетно-ролевых игр дети получили знания о том, как вести себя в общественных местах (в больнице, в магазине, в автобусе и т.д.), формировать взаимоотношения, сотрудничество и взаимопомощь. Через сюжетно-ролевые игры воспитывались положительные чувства и привычки.
1. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Мы определили замысел игры и предложили детям игру «Супермаркет». Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» проводилась во второй половине дня в группе в 16 часов. В игре принимало участие 9 человек. Перед началом игры предложили небольшую беседу, в ходе которой дети отвечали на следующие вопросы: Кто работает в магазине, что продают, как надо вести себя в магазине, какие правила соблюдать, тем самым обсуждался замысел игры, в процессе игры дети все больше проявляли интерес.
Основное содержание игры составляли бытовые взаимоотношения (отношения между продавцом и покупателем, между покупателями). Содержание игры разнообразно, с каждым разом были различные вариации. Сюжет игры был один, но с разными вариантами: смена ролей, закрытие одного из отделов. Устойчивость в начале небольшая, так как дети, немного поиграв, хотели побыть в разных ролях (кассир, продавец, покупатель, охранник). Сюжет представляет собой цепочку событий. Источники сюжетов – наблюдения из жизни взрослых.
Выполняемая роль обозначалась до и во время игры. Для взаимодействия в игре использовались ролевая речь и предметные действия. Дети передавали характерные особенности с помощью фраз, отдельных реплик, поведения. Все дети стремились получить главные роли, они все хотели быть продавцами или кассиром. Игровое объединение по два, три человека устойчиво, взаимодействовали на основе дружбы. Любимые роли в этой игре у детей – главные (продавец, кассир). В игре использовались предметы–заместители: деньги. Чеки, ценники. Продукты. Отмечалось согласованность действий с действиями партнера. Дети понимали условность воображаемой ситуации.
Дети выполняли правила игры, о которых говорилось перед началом игры. Каждый ребенок соотносил правила со взятой на себя ролью. К замечаниям партнеров относились нормально. Замысел был реализован в игре. Дети соотнесли замысел с достигнутым результатом. Средства реализации замысла: выполнение ролей, соблюдение правил.
Иногда в процессе игры возникали конфликты и чаще всего из-за распределения ролей. Тогда дети обращались за помощью к взрослым.
2. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Мы предложили детям сюжетно-ролевую игру «Больница». Данная игра проводилась в группе во второй половине дня. В ней принимало участие 11 человек. Перед началом игры проводилась беседа, в ходе которой выяснили профессии врачей и что нужно каждому для работы, тем самым обсуждался замысел игры и он развивался по ходу игры.
Основное содержание игры составляли бытовые взаимоотношения (отношения между врачами и пациентами). Дети хотели побыть в разных ролях, не только врачами, но и пациентами и наоборот. Сюжет представляет собой цепочку событий.
Дети выполняли правили в соответствии с взятой на себя ролью.
Данная игра проводилась в группе во второй половине дня. В ней принимало участие 8 человек. Перед началом игры мы провели беседу, в ходе которой выяснили кто работает в парикмахерской, какие услуги предоставляют, как надо себя вести. Замысел развивался по ходу игры в процессе которой дети проявляли все больший интерес. По ходу игры роли детей менялись. Основное содержание составляли бытовые взаимоотношения (отношения между парикмахером и клиентами). Дети с самого начала проявили большой интерес к игре. Источники сюжетов – наблюдения из жизни взрослых. Для взаимодействия в игре использовались ролевая речь и предметные действия. Дети передавали характерные особенности с помощью фраз, отдельных реплик поведения. В игре использовались предметы-заместители: деньги, ножницы, фен, косметические средства, бижутерия, расчески и т.д. Отмечалась согласованность действий с действиями партнера. Дети строго соблюдали правила игры.
Данная игра проводилась в группе во второй половине дня. В ней принимало участие 10 человек. Перед началом игры мы провели беседу, в ходе которой выяснили кто работает в автобусе, как надо себя вести. Замысел развивался по ходу игры в процессе которой дети проявляли все больший интерес. По ходу игры роли детей оставались постоянными. Основное содержание составляли бытовые взаимоотношения (отношения между кондуктором, контролером и пассажирами). Дети с самого начала проявили большой интерес к игре. Источники сюжетов – наблюдения из жизни взрослых. Для взаимодействия в игре использовались ролевая речь и предметные действия. В игре использовались предметы-заместители: деньги, билеты, сумка и жетон кондуктора, проездные билеты. Поведение детей совпадало с реальностью. Выполняемая роль обозначалась до и во время игры. Иногда в процессе игры возникали конфликты и чаще всего из-за распределения ролей. Конфликты решались при помощи взрослого.
Также в работе с детьми мы использовали дидактические игры. Целью которых было закрепление и отработка на практике полученных знаний о правилах поведения в различных ситуациях. Иногда дети проявляли особый интерес к одной или двум играм, которые в данный момент находились у другого ребенка. В некоторых случаях детям удавалось договориться со сверстником. Конфликтные ситуации решались воспитателем.
Кроме вышеуказанных методик нами был подготовлен материал для «уголка родителей» по теме «Культура общения в старшей группе». В материале было дано определение культуры общения, даны рекомендации по формированию культуры общения у старших дошкольников (см. приложение №5).
2.3. Контрольных срез.
Проведя все формы работы, мы приступили к завершающему этапу нашего исследования: контрольному срезу, который проходил в марте 2006 года. Он включал в себя следующие методики:
1. методика Афонькиной И.А., Урунтаевой Г.А. «Изучение навыков культуры общения»
Результаты сравниваем с данными констатирующего среза и делаем соответствующие выводы.
Цель наблюдения: изучить поведение детей в отрезки самостоятельной игровой деятельности, а также в учебной и трудовой деятельности, выявить и зафиксировать в таблице навыки культуры общения. Сравнить полученные данные с результатами констатирующего среза и сделать вывод о случившихся изменениях.
Таблица №3
«Формирование навыков культуры общения»
№ п/п |
Ф, И ребенка |
Умение детей использовать формулы выражения слов вежливости |
Умение решать спорные вопросы | ||||||
просить прощение |
извиняться |
благодарить |
делать комплименты |
игра |
труд |
обучение |
итого | ||
1. |
Егор М. |
+ |
v |
+ |
v |
+ |
+ |
v |
2 ур. |
2. |
Миша В. |
v |
v |
+ |
+ |
+ |
+ |
v |
1 ур. |
3. |
Кирилл Б. |
+ |
+ |
+ |
v |
v |
+ |
v |
1 ур. |
4. |
Оля Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 ур. |
5. |
Маша Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 ур. |
6. |
Степа М. |
v |
v |
+ |
+ |
v |
v |
+ |
1 ур. |
7. |
Миша К. |
+ |
+ |
+ |
v |
+ |
+ |
v |
2 ур. |
8. |
Алеша С. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
- |
2 ур. |
9. |
Алена Т. |
+ |
v |
+ |
+ |
v |
+ |
+ |
1 ур. |
10. |
Дима А. |
v |
v |
v |
- |
v |
v |
v |
2 ур. |
11. |
Андрей П. |
v |
v |
+ |
v |
v |
v |
v |
2 ур. |
12. |
Дима В. |
v |
v |
v |
- |
v |
v |
- |
2 ур. |
13. |
Никита К. |
+ |
v |
+ |
+ |
+ |
+ |
v |
1 ур. |
14. |
Аня Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 ур. |
15. |
Диана Ш. |
v |
+ |
+ |
v |
v |
+ |
+ |
1 ур. |
Итого: |
«+» 63,6% «-» 0% «v» 36,4% |
«+» 40,2% «-» 0% «v» 59,8% |
«+» 80,4% «-» 0% «v» 19,6% |
«+» 46,9% «-» 13,0% «v» 40,1% |
«+» 46,9% «-» 0% «v» 53,1% |
«+» 67% «-» 0% «v» 33,0% |
«+» 34,8% «-» 13,4% «v» 51,8% |
Условные обозначения:
Повторные исследования обрабатываем в процентах и выражаем в гистограмме (см. Приложение №6).
Таким образом, можно сделать вывод, что примененные нами меры по воспитанию культуры общения старших дошкольников дали свои результаты. Показатели по некоторым единицам наблюдения возросли (в среднем на 21%), а другие остались на прежнем уровне (умение благодарить). Это дает нам основание утверждать, что формы работы, предложенные нами в формирующем эксперименте были выбраны правильно и далее следует вести работу в том же направлении.
Цель: повторно изучить развитость самоконтроля у детей экспериментальной группы, сравнить результаты констатирующего и контрольного срезов.
Содержание: детям были предложены четыре картинки с различными ситуациями. Их попросили описать изображенные на картинках ситуации и предложить свои варианты разрешения проблем.
Некоторые дети (Андрей П., Дима А., Дима В.) объяснили, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, красках, т.е. неудачи не зависят от героев, а сосредоточены в объекте. Большинство же детей увидели настоящую причину и объяснили, что виноват в случившемся сам герой. И предложили потренироваться или позвать на помощь. Они даже сказали, как вежливо попросить о помощи. Следовательно, у таких детей развиты навыки самоконтроля и самооценивания. В отличие от констатирующего среза, уже не несколько человек, а примерно, половина – 6 человек (Маша Г., Миша К., Алена Т., Егор М., Аня Л.) увидели причину неудач и в герое, и в объекте, объяснили почему. Что говорит о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций.
Вывод:
Практическая часть работы проходила с октября 2005 года по март 2006 года. За это время мы использовали ряд педагогических средств для повышения культуры общения старших дошкольников, а именно: организованные игры-занятия, этические беседы с использованием игровых моментов, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Исходя из названия «Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности» в нашей работе большое значение уделялось применению игровых методов и приемов.
Во время констатирующего этапа нами была проведена диагностика с выявлением у старших дошкольников уровня развития культуры общения. В ходе диагностики мы выяснили, что в среднем навыки культуры общения высоко развиты у 36% детей, средне – у 52%, не достаточно развиты – у 12%.
На формирующем этапе нами были проведены цикл игр-занятий, этические беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Целью которых было сформировать новые навыки культуры общения у старших дошкольников и закрепить уже имеющиеся.
Диагностика контрольного этапа показала, что в среднем уровень развития навыков культуры общения увеличился на 21%. На данном этапе нами были использованы следующие методики: методика Афонькиной И.А., Урунтаевой Г.А. «Изучение навыков культуры общения» и методика Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Тест на развитость самоконтроля».
В ходе нашей работы мы добились повышения уровня развития культуры общения старших дошкольников, что говорит о правильности выбранных нами педагогических средств, основанных на игровых методах и приемах.
Заключение.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень культуры общения старших дошкольников повысится, если разработать и внедрить в учено-воспитательный процесс детского образовательного учреждения систему педагогических средств (игровые обучающие ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые игры, организованные игры-занятия, этические беседы).
Выдвинутая нами гипотеза была полностью подтверждена на практике, цели и задачи исследования выполнены. Наша работа способствовала повышению культуры общения старших дошкольников.
В своей исследовательской работе мы опробовали различные, имеющиеся в диагностические средства (включенное наблюдение, авторские методики), которые помогли нам определить уровень культуры поведения старших дошкольников.
Вся деятельность детей была организована таким образом, чтобы формировать у них культуру общения через использование различных педагогических средств.
Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра имеет значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования положительного отношения к окружающим взрослым и сверстникам, и повышения культуры общения старших дошкольников.
На основе теоретических и экспериментальных изучений, мы разработали цикл игр-занятий («Все начинается со слова «Здравствуй», «Наши добрые слова», «Какая тайна скрыта в наших именах») и этических бесед («Изучим правила вежливости», «Что такое этикет», «Поговорим по телефону») для повышения культуры общения старших дошкольников. В ходе которых дети приобрели знания о правилах поведения в различных ситуациях, о формах вежливого общения со сверстниками и взрослыми людьми; научились слушать друг друга.