Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Надо обязательно беседовать с детьми о школе. Педагог узнает, кто и почему хочет (не хочет) учиться, подбирает соответствующий литературный, иллюстративный материал, читает и рассказывает детям о школе, возбуждая в них желание учиться.

Обогащают содержание детской жизни дальние целевые прогулки. Такие прогулки радуют детей и при правильном педагогическом руководстве и организации способствуют развитию коллективных взаимоотношений, выражаемых в заботе друг о друге, взаимопомощи.

Занятия по ознакомлению дошкольников с общественной жизнью способствуют развитию интереса к ней. В повседневной жизни эти интересы закрепляются и удовлетворяются: ребенок может посмотреть любимую книжку, порисовать на взволновавшую его тему. Деятельность ребенка на занятии создает условия для формирования у него умения мобилизовать внимания, усилия для выполнения предложенного задания, достижения цели. Продолжается развитие самостоятельности, настойчивости, организованности, коллективизма, формируется интерес к учению. (№17, стр. 195)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Генезис общения  дошкольника.

В.Н. Белкина отмечает, что общение наряду с деятельностью принадлежит к базовым категориям психологической науки. Общение в общей психологии понимается как особая категория взаимодействия людей, целью которого является обмен информацией, познание других людей и самого себя (А.Л. Каланинский, Б.Ф. Панов). Результатом общения называются отношения с другим человеком. (№1, стр.29)

Белкина выделяет важные направления в развитии общения в детском возрасте. Во-первых, постепенно меняется направленность общения. Примерно в первые полтора месяца у ребенка формируется потребность в общении со взрослыми, но все же инициатором общения на первом году жизни, как правило, является взрослый человек, близкий для ребенка. Он создает ситуацию общения, его эмоциональный фон, выбирает и предъявляет посредников в общении (игрушки, предметы, другой человек). В раннем возрасте инициативу в контактах со взрослыми зачастую начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого значительно расширяется, в первую очередь за счет предметного мира, для освоения которого нужен взрослый партнер; при этом важна положительная оценка взрослым действий ребенка. Затем ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника. Это не значит, что раньше малыш не общался с другими детьми, но теперь (средний, старший, дошкольный возраст) развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение друг с другом, формирование структуры их взаимоотношений. Направленность общения ребенка, следовательно, характеризуется двумя сторонами: ребенок-взрослый и ребенок-ребенок. Во-вторых, изменяются, усложняются содержание потребности в общении. Известный психолог детства М.И. Лисина выделила следующие стадии развития потребности общения:

Во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни).

В сотрудничестве (ранний возраст).

В доверительном отношении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст).

Во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст).

В связи с этим выделяются и мотивы общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересом ребенка к окружающему его миру, законам, которые лежат в основе существования этого мира. Важным показателем познавательной мотивации общения служат детские вопросы. Деловые мотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой-либо деятельности. Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношения ребенка к другому человеку как к представителю социальной группы. В-третьих, ребенок постепенно овладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используются мимика и пантомимика (выразительные движения), затем, начиная с третьего года жизни, ребенок начинает использовать речь как средство общения. В начале он общается с помощью речи, в основном со взрослыми, и лишь во второй половине дошкольного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками. Ведущая роль во владении ребенком разнообразными средствами общения принадлежит взрослому. Сначала вместе со взрослым ребенок овладевает мимическими и пантомимическими средствами общения («Смотри, как он тебе улыбается, улыбнись ему тоже»). Взрослый учит ребенка видеть и понимать язык жестов. Уже со второго года жизни мы начинаем показывать малышу речевые образцы, обеспечивающие общение: «Скажи Диме: спасибо!» (№1 стр. 30). В-четвертых, уже с первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение: через книги, телевиденье, радио. Общение играет значительную роль в его психическом развитии. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения  в деятельность, корректировать поведение других людей.

Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми (№1, стр. 31).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Культура  общения – показатель воспитанности  дошкольников.

Формирование культуры речевого общения у дошкольников – это одно из важнейших воспитательных задач связано с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами, но и совершенствование выразительных средств языка в процессе речевого общения в воспитании и культуре речевого общения, важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуаций, общение предполагает не только умение правильно, выразительно точно говорить, но и умение слушать собеседника, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Поэтому совершенствование коммуникативной функции речи невозможно без усвоения основ культуры речи. Компонентами культуры речевого общения являются:

  1. Деликатность (человек, наделенный этим свойством, проявляет высокую культуру общения, не допускает высокомерия, слов, унижающих другого, ему присущие чувства).
  2. Тональность (это один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в коллективе, взаимопонимание, работоспособность).
  3. Чувство такта (помогает наладить контакты, является регулятором содержания речевого общения: о чем говорить, как говорить, где говорить).
  4. Культура словесных обращений (как мы обращаемся друг к другу, к младшим и старшим по возрасту; и от того, как сформулировано обращение и с какой интонацией оно произнесено не трудно судить об уровне речевой культуры человека).
  5. Речевая сдержанность (это одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с собеседником) (№25, стр. 38).

Воспитание культуры речи – важнейшая часть общего воспитания, обучения и развития детей – дошкольников, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Дошкольные учреждения понимают необходимость формирования культуры речи и выделяют основную задачу: установить взаимосвязь между уровнем представлений о речевом этикете детей и их родителей. Результаты исследований свидетельствуют (исследования А.Ф. Островской, З.Б. Богуславской): в общении с детьми современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда недостатки формирований речевого этикета. Основные причины состоят в следующем:

  1. Родители мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром.
  2. Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером и другой техникой. Они «выключены» из жизни родителей. 
  3. Родители сами не владеют правилами речевого этикета.
  4. Родители нередко в присутствии детей занимают неправильную педагогическую позицию, принимая решение, противоречащие решению воспитателя, не соглашаясь с его критичными замечаниями в адрес ребенка.

Анализ литературы и результаты исследования позволяют выделить основные направления формирования культуры речи:

  1. Воспитание основы культуры общения, то есть доброжелательности по отношению к людям.
  2. Ознакомление с правилами и нормами речевого этикета.
  3. Использование самого процесса общения, как важнейшего воспитательного фактора.
  4. Повышение воспитательной активности и культуры их общения в семье.

В современных действующих программах «Детство», «Радуга», «Развитие» не выделена задача культуры речи. Задача культуры речевого общения обозначена в «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». (№8, стр. 42-43). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Игровые методы и приемы как средство повышения культуры общения старших дошкольников.

 

     Наша выпускная квалификационная работа проходила на базе детского дошкольного учреждения №38 «Подснежник», в период с октября 2005 года по март 2006 года включительно.

     В структуре нашего  исследования, посвященного теме  «Специфика воспитания культуры  общения у старших дошкольников  в игровой деятельности», можно выделить следующие этапы:

1). констатирующий срез, который включает в себя диагностику умений и навыков детей на момент начала работы;

2). формирующий эксперимент, отражающий ряд мер на основе игровой деятельности, направленных на воспитание культуры общения старших дошкольников;

3). контрольный срез, в основу которого входит подведение итогов исследования, сравнение результатов первого и третьего этапов работы.

     Для организации более  успешной и результативной деятельности  нами был составлен перспективный план, содержащий в себе все направления работы по теме нашего исследования (см. приложение №1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Констатирующий  срез.

   

 Этап констатирующего среза  проходил в период с октября  по ноябрь 2005 года и  включал в себя следующие методики:

1. Включенное наблюдение на основе  методики Афонькиной И.А., Урунтаевой  Г.А. «Изучение навыков культуры  общения»

 

  1. Авторская методика: «Тест на развитость самоконтроля». Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.

 

I. Включенное наблюдение на основе методики Афонькиной И.А. Урутаевой Г.А., «Изучение навыков культуры общения»

 

Цель: изучить поведение детей во время отрезков самостоятельной деятельности, и в процессе трудовой и учебной деятельности, выявить умения детей использовать формулы выражения слов вежливости и умение решать спорные вопросы.

 

Ход наблюдения:

Наблюдение проводилось в течение 3-х дней в отрезки самостоятельной деятельности во 2-ю половину дня и 2-х дней в процессе занятий и трудовой деятельности в 1-ю половину дня. В группу наблюдаемых детей, в составе 15 человек, входят:

1). Можаров Егор – 5 лет

2). Виноградов Миша – 4 года

3). Белышев Кирилл – 5 лет

4). Горошникова Оля – 4 года

5). Гепалова Маша – 5 лет

6). Маслов Степа – 5 лет

7). Каменский Миша – 6 лет

8). Савицкий Алеша – 5 лет

9). Томилина Алена – 5 лет

10). Андреев Дима – 4 года

11). Поляков Андрей – 4 года

12). Виноградов Дима – 4 года

13). Кузнецов Никита – 5 лет

14). Лымарева Аня – 5 лет

15) Шадрикова Диана – 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

 

«Формирование навыков культуры общения»

 

№ п/п

Ф, И ребенка

Умение детей использовать формулы выражения слов вежливости

Умение решать спорные вопросы

просить прощение

извиняться

благодарить

делать комплименты

игра

труд

обучение

итого

1

Егор М.

+

v

+

-

v

+

v

2 ур.

2

Миша В.

v

v

+

+

+

v

v

1 ур.

3

Кирилл Б.

+

+

+

v

v

+

v

1 ур.

4

Оля Г.

+

v

+

+

+

+

+

1 ур.

5

Маша Г.

+

+

+

+

v

+

+

1 ур.

6

Степа М.

v

v

+

v

v

v

v

1 ур.

7

Миша К.

v

v

+

-

+

v

-

2 ур.

8

Алеша С.

-

v

v

v

v

v

-

2 ур.

9

Алеша Т.

v

v

+

+

v

+

v

1 ур.

10

Дима А.

-

v

v

-

-

v

v

2 ур.

11

Андрей П.

v

v

v

-

v

v

-

2 ур.

12

Дима В.

v

v

+

v

-

v

-

2 ур.

13

Никита К.

+

v

+

v

v

+

v

1 ур.

14

Аня Л.

v

v

+

v

v

+

+

1 ур.

15

Диана Ш.

v

v

+

v

+

v

v

1 ур.

 

Итого:

«+» 33,0%

«-»  13,4%

«v» 53,6%

«+» 13,4%

«-»  0%

«v» 86,6%

«+» 80,0%

«-»  0%

«v» 20,0%

«+» 26,8%

«-»  26,8%

«v» 46,4%

«+» 33,5%

«-»  13,4%

«v» 53,1%

«+» 46,9%

«-»  0%

«v» 53,1%

«+» 20,1%

«-»  26,3%

«v» 53,6%

 

Информация о работе Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности