Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

 

 

Выпускная квалификационная работа

по педагогике

 

 специальность 050704 «Дошкольное образование»

 

Тема: Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

 

студентки 5 «Ж» группы

Коноваловой Д.В.

 

 

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук

Н.Г. Смирнова

 

 

 

Рыбинск

2006

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у   дошкольников………………………………………………………………7

    1. Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
    2. Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
    3. Генезис общения дошкольника……………………………………..21
    4. Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24

Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27

2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28

2.2. Формирующий этап………………………………………………….34

2.3. Контрольный этап……………………………………………………43

Вывод……………………………………………………………………...47

Заключение……………………………………………………………….48

Библиографический список……………………………………………..50

Приложения………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вечность и актуальность проблем  нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В обществе социализма с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретало особую значимость. Необходимо было «…с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» (4, стр.3). Актуальность данной проблемы и сейчас сохранилась.  Одним из направлений нравственного развития ребенка является воспитание культуры поведения. В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где детям прививают, а затем развивают у них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать во взаимопомощь, быть  дисциплинированным.

 Уже у младших дошкольников в играх и наблюдениях, в процессе выполнения несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и  сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся, в общем, пользований.

 При воспитаний детей среднего  и особенно старшего дошкольного  возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном  отношении к людям.

 Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.

На всех этапах  развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержания, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще используется словосочетание «социальное воспитание» и практически не встречается в педагогических публикациях «воспитание нравственное». Между тем этот термин имеет совершенно определенное содержание, не адекватное другим понятиям.

Значение понятие «социального понятия» шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных. Понятие «духовное воспитание» так же равнозначно понятию «воспитание нравственное». Под духовностью подразумевается наличие, по меньшей мере, двух важных потребностей, идеальной – познание смысла жизни и социальной – служения людям.

Термина «моральное воспитание»  недостаточно, когда речь идет о развивающейся личности. Мораль, как известно, - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. При моральном воспитаний предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но при этом важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. Исходя из всего выше сказанного, термин «нравственное воспитание» шире и полнее, так как употребляется, когда речь идет о процессе и результатах, о динамике поступательных изменений в сфере нравственности человека.

Проблеме воспитания культуры поведения дошкольников посвящены исследования Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, В.Н. Теленчи, Л.Я. Каневской и других. Данные исследования показывают актуальность рассматриваемой проблемы, доказывают необходимость своевременного ее решения педагогами и родителями.

В дошкольной педагогике немало исследований посвящено воспитанию культуры поведения у дошкольников, однако, в современных детских садах задачи, связанные с формированием культуры общения детей, решаются недостаточно.

Можно ли воспитать культуру общения у старших дошкольников в современном детском саду, используя комплекс разнообразных педагогических средств?

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

 

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме   исследования.

2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.

3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

4.Выявить результативность используемых педагогических средств.

 

Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у дошкольников.

 

Предмет исследования: культура общения у старших дошкольников.

 

Гипотеза: процесс воспитания культуры общения у старших дошкольников может быть эффективнее, если использовать в работе с детьми следующие педагогические средства:

  1. организованные занятия.
  2. этические беседы.
  3. дидактические игры.
  4. сюжетно-ролевые игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников.

    1. Характеристика понятия «культура поведения».

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя – уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения современного человека, его отношения к окружающим, в основе которых лежит нравственность – важнейший показатель культуры (№14, стр. 346).

Рапацевич Е.С. определял «культуру поведения» как совокупность форм повседневного поведения человека, (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. В широком плане в понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. (№22, стр.363)

Задачи воспитания культуры поведения в «Программе воспитания и обучения в детском саду» рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и чувств; формирование элементов трудового воспитания. (№21 стр.5-6)

А.С. Макаренко писал: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». (№14, стр.346)

С.В. Петерина дает такое определение понятию «культура поведения дошкольников»: «Совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности». (№21, стр.6)

С.В. Петерина указывает, что в содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, бережно относится к игрушкам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. В старшем дошкольном возрасте ребенок учиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и утреннюю гимнастику.

Для определения достигнутого в воспитании культуры и трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе; активность, самостоятельность; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культура гигиены, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологической потребности. Она имеет этический этикет – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывать пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольника дело, но осуществление формирования этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитно и опрятно. (№21, стр.6-8)

 

 

1.2. Специфика  воспитания культуры поведения  у дошкольников.

Рассмотрим особенности воспитания культуры поведения в младшей группе. Нечаева доказывает, что переход детей двух лет в следующую возрастную группу – большое событие в их жизни: они подросли, многое узнали, многому научились, но у них возникают некоторые трудности, связанные со сменой обстановки, а иногда и со сменой персонала. (№17 стр.26)

Информация о работе Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности