Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа
Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.
Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………
Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
Выпускная квалификационная работа
по педагогике
специальность 050704 «Дошкольное образование»
Тема: Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности
студентки 5 «Ж» группы
Коноваловой Д.В.
Научный руководитель
Кандидат педагогических наук
Н.Г. Смирнова
Рыбинск
2006
Содержание работы
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры
поведения у дошкольников………………………………………………
Глава II. Игровые методы и приемы как способ
повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..
2.1. Констатирующий этап……………………………
2.2. Формирующий этап……………………………………
2.3. Контрольный этап……………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………..50
Приложения……………………………………………………
Введение
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В обществе социализма с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретало особую значимость. Необходимо было «…с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» (4, стр.3). Актуальность данной проблемы и сейчас сохранилась. Одним из направлений нравственного развития ребенка является воспитание культуры поведения. В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где детям прививают, а затем развивают у них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать во взаимопомощь, быть дисциплинированным.
Уже у младших дошкольников в играх и наблюдениях, в процессе выполнения несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся, в общем, пользований.
При воспитаний детей
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержания, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще используется словосочетание «социальное воспитание» и практически не встречается в педагогических публикациях «воспитание нравственное». Между тем этот термин имеет совершенно определенное содержание, не адекватное другим понятиям.
Значение понятие «социального понятия» шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных. Понятие «духовное воспитание» так же равнозначно понятию «воспитание нравственное». Под духовностью подразумевается наличие, по меньшей мере, двух важных потребностей, идеальной – познание смысла жизни и социальной – служения людям.
Термина «моральное воспитание» недостаточно, когда речь идет о развивающейся личности. Мораль, как известно, - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. При моральном воспитаний предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но при этом важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. Исходя из всего выше сказанного, термин «нравственное воспитание» шире и полнее, так как употребляется, когда речь идет о процессе и результатах, о динамике поступательных изменений в сфере нравственности человека.
Проблеме воспитания культуры поведения дошкольников посвящены исследования Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, В.Н. Теленчи, Л.Я. Каневской и других. Данные исследования показывают актуальность рассматриваемой проблемы, доказывают необходимость своевременного ее решения педагогами и родителями.
В дошкольной педагогике немало исследований посвящено воспитанию культуры поведения у дошкольников, однако, в современных детских садах задачи, связанные с формированием культуры общения детей, решаются недостаточно.
Можно ли воспитать культуру общения у старших дошкольников в современном детском саду, используя комплекс разнообразных педагогических средств?
Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.
Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
4.Выявить результативность используемых педагогических средств.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у дошкольников.
Предмет исследования: культура общения у старших дошкольников.
Гипотеза: процесс воспитания культуры общения у старших дошкольников может быть эффективнее, если использовать в работе с детьми следующие педагогические средства:
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя – уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения современного человека, его отношения к окружающим, в основе которых лежит нравственность – важнейший показатель культуры (№14, стр. 346).
Рапацевич Е.С. определял «культуру поведения» как совокупность форм повседневного поведения человека, (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. В широком плане в понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. (№22, стр.363)
Задачи воспитания культуры поведения в «Программе воспитания и обучения в детском саду» рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и чувств; формирование элементов трудового воспитания. (№21 стр.5-6)
А.С. Макаренко писал: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». (№14, стр.346)
С.В. Петерина дает такое определение понятию «культура поведения дошкольников»: «Совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности». (№21, стр.6)
С.В. Петерина указывает, что в содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, бережно относится к игрушкам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. В старшем дошкольном возрасте ребенок учиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и утреннюю гимнастику.
Для определения достигнутого в воспитании культуры и трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе; активность, самостоятельность; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
Не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культура гигиены, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологической потребности. Она имеет этический этикет – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывать пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольника дело, но осуществление формирования этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитно и опрятно. (№21, стр.6-8)
1.2. Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников.
Рассмотрим особенности воспитания культуры поведения в младшей группе. Нечаева доказывает, что переход детей двух лет в следующую возрастную группу – большое событие в их жизни: они подросли, многое узнали, многому научились, но у них возникают некоторые трудности, связанные со сменой обстановки, а иногда и со сменой персонала. (№17 стр.26)