Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

 

Оборудование.

Платочек для игры «Бояре», карточки с именами участников.

Ход занятия.

Важное правило этикета: для создания доброжелательных отношений желательно обращаться друг к другу по имени.

- Зачем человеку нужно имя?

- Что такое отчество и фамилия?

- При рождении каждый человек  получает фамилию и имя от  родителей, отчество от отца. Ими он отличается от других людей. Имя, отчество и фамилия записаны в свидетельство о рождении или в паспорте.

- Какое полное имя у ваших  мамы, папы, бабушки, дедушки?

- Как вас будут называть, когда  вы станете взрослыми?

- Что такое прозвище? Можно ли называть им друга, сестру, брата?

- Прозвища бывают добрые и  ласковые, злые и неприятные.

Первые сближают людей друг с другом, вторые – обижают людей и приводят к обидам и ссорам.

- Какие сказочные имена вы  знаете? (Буратино, Чиполлино, Золушка, Красная Шапочка, Спящая красавица, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Моревна, Царевна-Лягушка, Иван-царевич, Синеглазка, Мойдодыр и др.)

 

Игра «Наши имена».

Дети садятся на стульчики в кружок. Каждый участник должен хлопнуть в ладоши три раза (правой, левой рукой по коленке, затем в ладоши), повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, четко назвать свое имя.

 

- Имена звучат ласково, строго, по-деловому; они бывают детские  и взрослые. Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

- В зависимости от ситуации, характера знакомства, возраста, взаимоотношений  мы обращаемся к человеку по  имени или по имени и отчеству, а иногда и по фамилии. Как  вы обратитесь друг к другу  с просьбой? А к воспитателю?

- У каждого народа свои имена (Иван, Джек, Джон, Жак), но есть одинаковое у всех народов (Мария).

- А сейчас мы с вами поиграем  в игру «Бояре». Вы разобьетесь  на две команды: хозяева и гости. Встанете в две шеренги, первая  – гости – приближается ко  второй и возвращается назад, вторая делает то же самое, при этом говорится игровой текст:

- Бояре, а мы к вам пришли.

- Бояре, а зачем пришли?

- Бояре, мы подругу (друга) выбирать.

- Бояре, а какая вам мила (какой  вам мил)?

- Бояре, нам Маша мила.

- Бояре, отворяйте ворота, принимайте  вы Машу со двора.

Затем первая команда выбирает одного участника другой, тот должен разбежаться и прорвать цепочку из крепко держащихся за руки участников первой команды. Если получилось, он забирает из этой команды одного участника в свою, если нет – остается в ней. Теперь другая команда становится гостями. Выигрывает та из них, в которой окажется больше участников.

 

 

 

 

 

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия:

 

«Наши добрые слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с понятиями: благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, доброта, соблюдение этикета.
  2. Вызвать желание у детей употреблять добрые слова.
  3. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

 

 

Оборудование.

«Бутон» и «Цветок доброты», призы.

 

Ход занятия.

- Какие слова мы называем  добрыми и почему:

- Добрыми мы называем слова, которые помогают нам устанавливать  с людьми хорошие доброжелательные  отношения.

- Почему мы называем их волшебными?

- потому что они, словно золотой ключик Буратино, открывают сердца людей, делают их приветливыми и добрыми. Это приветствия и расставания, просьбы, благодарности, комплименты.

- Что такое комплимент?

- Комплименты подчеркивают лучшие  качества человека. Говорить их  надо искренно. Желательно видеть хорошие качества своих близких, друзей и товарищей и говорить им об этом.

- Хороший ли это комплимент: «Ну, ты даешь!», «Ты молодец, очкастый, я бы так не сумел», «Людочка, какое у тебя красивое платье», «Ах, ты моя радость!»?

- Таня сказала Вите: «Какой ты умный, а про себя подумала: «Не такой ты и умный». Как вы оцените танины слова и мысли.

- Слова, выявляющие недостатки  человека, - критические замечания  – следует говорить, как можно  реже, стараясь не обидеть человека, проявляя к нему уважение, предлагая ему возможности исправить недостаток.

- Можно ли сказать, что человек, говорящий добрые слова, соблюдает  этикет? Почему вы так думаете?

- Человек, применяющий в речи  добрые слова, называется вежливым  и соблюдающим этике.

- Маша громко пела свою любимую песню. Света больно ее ударила и сказала: «Ты плохо поешь. Прекрати». Как мы оценим поступок светы? Можно ли так критиковать?

 

Игра «Цветок доброты».

Надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку комплимент и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка». Сделанный руками воспитателя, тот передает следующему со своим комплиментом. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект на проведение занятия

в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия:

 

«Всё начинается со слова «Здравствуй».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание.

  1. Познакомить детей со значением слова «здравствуй».
  2. Разобрать смысл приветственных слов (здравствуйте, доброе утро, добрый день или вечер, привет и т.д.).
  3. Воспитывать потребность детей в словах, создающих хорошие отношения между людьми.
  4. Вызвать положительно-эмоциональные переживания.

 

Оборудование.

Фея Здрасьте (мягкая игрушка), кот (мягкая игрушка), лепестки для цветов, сделанные из цветной бумаги

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь пожалуйста.

- А знаете ли вы, что «здравствуйте»  это не только приветствие, но  и пожелание здоровья. Давайте  друг другу пожелаем здоровья  и скажем «здравствуй».

- Установление добрых отношений  начинается с первых приветственных  слов. Вы знаете, каких? (здравствуйте, доброе утро, добрый день или  вечер, привет и др.). Каждое приветствие  уместно в той или иной ситуации. Например, нельзя сказать привет старшему по возрасту или малознакомому человеку. Это замечательное слово применимо по отношению к друзьям и близким. Всегда при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял, что приветствуют именно его и ему рады.

- А сейчас я вам предложу разыграть ситуации «кто первым поздоровается»:

Алена встретила Мишу во дворе; Марина Борисовна утром ждет ребят в детский сад. Первой пришла Аня, последним Дима; Егор и Кирилл вышли на улицу и увидели друг друга;

- Давайте поиграем в игру «Вежливый котик». Взявшись за руки, вы будете водить хоровод вокруг мягкой игрушки (котика), проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова

Приходите к нам котята

Рады видеть вас всегда.

Кто остановиться на последнем слове напротив игрушки говорит приветственное слово, не повторять слова. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.

- Кроме словесного применяется  еще жестовое приветствие. Например, находясь на большом расстоянии, мы не кричим, а взмахиваем  рукой или делаем поклон головой. Взрослые люди обмениваются рукопожатием. Мужчины, в знак особого расположения, целуют женщинам руки.

Слова, сказанные при расставании, настраивают людей на скорую приятную встречу и ожидание этой встречи.

- А сейчас проверим, что вы  запомнили.

- Что такое приветствие? Для чего мы его говорим Какие приветственные слова вы знаете?

- Можно ли поздороваться со  взрослым человеком словом «привет»? Почему?

- Допустимо ли приветствие словом  «здоро′во»?

- Когда лучше поздороваться  не словом, а поклоном или жестом  руки?

- Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах, жевать жевательную резинку?

- Кто первым говорит слова  приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка, мужчина  или женщина?

- Надо ли здороваться со своими  близкими?

- Миша с мамой встретили на улице мамину подругу. Кто первым поздоровается? (Первыми приветствуют друг друга женщины, затем – Миша).

- Что означают слова расставания?

- Посмотрим, как много слов расставания  вы знаете. Игра «До свиданья». Участвуют два человека. Они должны  называть слова прощания. За каждое подходящее слово они получают лепесток. В конце игры дети составляют прощальный цветок, и побеждает тот, у которого в цветке больше лепестков. Остальные болельщики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Умение детей использовать формулы выражения слов вежливости

 

 

 

Умение решать спорные вопросы

 

 


 



Информация о работе Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности