Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа
Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.
Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………
Оборудование.
Платочек для игры «Бояре», карточки с именами участников.
Ход занятия.
Важное правило этикета: для создания доброжелательных отношений желательно обращаться друг к другу по имени.
- Зачем человеку нужно имя?
- Что такое отчество и фамилия?
- При рождении каждый человек получает фамилию и имя от родителей, отчество от отца. Ими он отличается от других людей. Имя, отчество и фамилия записаны в свидетельство о рождении или в паспорте.
- Какое полное имя у ваших мамы, папы, бабушки, дедушки?
- Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
- Что такое прозвище? Можно ли называть им друга, сестру, брата?
- Прозвища бывают добрые и ласковые, злые и неприятные.
Первые сближают людей друг с другом, вторые – обижают людей и приводят к обидам и ссорам.
- Какие сказочные имена вы знаете? (Буратино, Чиполлино, Золушка, Красная Шапочка, Спящая красавица, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Моревна, Царевна-Лягушка, Иван-царевич, Синеглазка, Мойдодыр и др.)
Игра «Наши имена».
Дети садятся на стульчики в кружок. Каждый участник должен хлопнуть в ладоши три раза (правой, левой рукой по коленке, затем в ладоши), повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, четко назвать свое имя.
- Имена звучат ласково, строго, по-деловому; они бывают детские и взрослые. Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
- В зависимости от ситуации, характера знакомства, возраста, взаимоотношений мы обращаемся к человеку по имени или по имени и отчеству, а иногда и по фамилии. Как вы обратитесь друг к другу с просьбой? А к воспитателю?
- У каждого народа свои имена (Иван, Джек, Джон, Жак), но есть одинаковое у всех народов (Мария).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бояре». Вы разобьетесь на две команды: хозяева и гости. Встанете в две шеренги, первая – гости – приближается ко второй и возвращается назад, вторая делает то же самое, при этом говорится игровой текст:
- Бояре, а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли?
- Бояре, мы подругу (друга) выбирать.
- Бояре, а какая вам мила (какой вам мил)?
- Бояре, нам Маша мила.
- Бояре, отворяйте ворота, принимайте вы Машу со двора.
Затем первая команда выбирает одного участника другой, тот должен разбежаться и прорвать цепочку из крепко держащихся за руки участников первой команды. Если получилось, он забирает из этой команды одного участника в свою, если нет – остается в ней. Теперь другая команда становится гостями. Выигрывает та из них, в которой окажется больше участников.
Конспект на проведение занятия
в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»
Тема занятия:
«Наши добрые слова».
Программное содержание.
Оборудование.
«Бутон» и «Цветок доброты», призы.
Ход занятия.
- Какие слова мы называем добрыми и почему:
- Добрыми мы называем слова,
которые помогают нам
- Почему мы называем их
- потому что они, словно золотой ключик Буратино, открывают сердца людей, делают их приветливыми и добрыми. Это приветствия и расставания, просьбы, благодарности, комплименты.
- Что такое комплимент?
- Комплименты подчеркивают
- Хороший ли это комплимент: «Ну, ты даешь!», «Ты молодец, очкастый, я бы так не сумел», «Людочка, какое у тебя красивое платье», «Ах, ты моя радость!»?
- Таня сказала Вите: «Какой ты умный, а про себя подумала: «Не такой ты и умный». Как вы оцените танины слова и мысли.
- Слова, выявляющие недостатки человека, - критические замечания – следует говорить, как можно реже, стараясь не обидеть человека, проявляя к нему уважение, предлагая ему возможности исправить недостаток.
- Можно ли сказать, что человек, говорящий добрые слова, соблюдает этикет? Почему вы так думаете?
- Человек, применяющий в речи добрые слова, называется вежливым и соблюдающим этике.
- Маша громко пела свою любимую песню. Света больно ее ударила и сказала: «Ты плохо поешь. Прекрати». Как мы оценим поступок светы? Можно ли так критиковать?
Игра «Цветок доброты».
Надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку комплимент и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка». Сделанный руками воспитателя, тот передает следующему со своим комплиментом. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.
Конспект на проведение занятия
в старшей группе детского сада №38 «Подснежник»
Тема занятия:
«Всё начинается со слова «Здравствуй».
Программное содержание.
Оборудование.
Фея Здрасьте (мягкая игрушка), кот (мягкая игрушка), лепестки для цветов, сделанные из цветной бумаги
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь пожалуйста.
- А знаете ли вы, что «здравствуйте» это не только приветствие, но и пожелание здоровья. Давайте друг другу пожелаем здоровья и скажем «здравствуй».
- Установление добрых отношений
начинается с первых
- А сейчас я вам предложу разыграть ситуации «кто первым поздоровается»:
Алена встретила Мишу во дворе; Марина Борисовна утром ждет ребят в детский сад. Первой пришла Аня, последним Дима; Егор и Кирилл вышли на улицу и увидели друг друга;
- Давайте поиграем в игру «Вежливый котик». Взявшись за руки, вы будете водить хоровод вокруг мягкой игрушки (котика), проговаривая:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова
Приходите к нам котята
Рады видеть вас всегда.
Кто остановиться на последнем слове напротив игрушки говорит приветственное слово, не повторять слова. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.
- Кроме словесного применяется
еще жестовое приветствие. Например,
находясь на большом
Слова, сказанные при расставании, настраивают людей на скорую приятную встречу и ожидание этой встречи.
- А сейчас проверим, что вы запомнили.
- Что такое приветствие? Для чего мы его говорим Какие приветственные слова вы знаете?
- Можно ли поздороваться со
взрослым человеком словом «
- Допустимо ли приветствие
- Когда лучше поздороваться не словом, а поклоном или жестом руки?
- Можно ли во время приветствия сидеть, держать руки в карманах, жевать жевательную резинку?
- Кто первым говорит слова приветствия: взрослый или ребенок, мальчик или девочка, мужчина или женщина?
- Надо ли здороваться со своими близкими?
- Миша с мамой встретили на улице мамину подругу. Кто первым поздоровается? (Первыми приветствуют друг друга женщины, затем – Миша).
- Что означают слова
- Посмотрим, как много слов расставания вы знаете. Игра «До свиданья». Участвуют два человека. Они должны называть слова прощания. За каждое подходящее слово они получают лепесток. В конце игры дети составляют прощальный цветок, и побеждает тот, у которого в цветке больше лепестков. Остальные болельщики.
Приложение №6
Умение детей использовать формулы выражения слов вежливости
Умение решать спорные вопросы