Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность разнообразных педагогических средств, используемых в воспитании культуры общения старших дошкольников.

Задачи: 1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Выявить особенности культуры общения у детей экспериментальной группы.
3.Разработать и апробировать в работе с детьми комплекс педагогических средств, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры поведения у дошкольников………………………………………………………………7
Характеристика понятия «культура поведения»……………………7
Специфика воспитания культуры поведения у дошкольников…..11
Генезис общения дошкольника……………………………………..21
Культура общения – показатель воспитанности дошкольника…..24
Глава II. Игровые методы и приемы как способ повышения культуры общения старших дошкольников………………………………………..27
2.1. Констатирующий этап……………………………………………….28
2.2. Формирующий этап………………………………………………….34
2.3. Контрольный этап……………………………………………………43
Вывод……………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………….48
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

 

  1. + качество достаточно развито
  2. v качество недостаточно развито
  3. ­ качество не развито

 

«+» - Говорит спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержано, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

 

«v» - Говорят спокойно, с уважением; выполняют просьбы и поручения взрослых, но иногда без интереса. Стараются выполнять правила поведения. Не напоминают сверстникам о правилах поведения.

 

«-» - Редко называют воспитателя по имени, отчеству. Говорят громко, требовательно, не любят выполнять просьбы и поручения. Часто забывают о правилах поведения и вежливых словах (просить прощение, благодарить, извиняться, делать комплименты).

 

ИТОГО:

1 уровень – сформированы правила поведения, дети знают и используют формулы выражения вежливости (просить прощение, благодарить, делать комплименты), в достаточной мере сформировано умение решать спорные вопросы в игровой. Трудовой и учебной деятельности. Обращают внимание на поведение других детей. Редко нарушают правила поведения.

 

2 уровень – В недостаточной степени сформировано умение вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, просить прощение, благодарить за оказанную помощь, извиняться. В большинстве случаев не умеют самостоятельно решать спорные вопросы в игровой. Трудовой и учебной деятельности.

 

Данные наблюдения обрабатываем в процентах и выражаем в гистограмме (см. приложение №2).

 

Вывод по исследованиям делаем на основе таблицы №1 «Формирование навыков культуры общения».

Итак, большинство детей обладают хорошо развитыми или средне развитыми умениями. Дети могут извиняться (высоко развито у 13.4 %, средне – у 86,6%), просить прощение (высоко развито у 33%, средне – у 53,6%), благодарить не только после еды, но и после оказания им какой-либо помощи (высоко развито у 80%, средне – у 20%), делать комплименты (высоко развито у 26,8%, средне – у 46,4%). Однако не у всех детей умение использовать формулу выражения вежливости (просить прощение – 13,4 %, делать комплименты – 26,8%) достаточно развито. Некоторые дети иногда забывают, выходя из-за стола после еды, сказать «спасибо». Особо следует отметить такой показатель, как умение решать спорные вопросы в игровой (высоко развито у 33,5%, средне – 53,1%), трудовой (высоко развито у 46,9%, средне – 53,1%) и учебной деятельности (высоко развито у 20,1%, средне – 53,6%). Некоторые дети не умеют договариваться между собой, если возникают спорные вопросы и им требуется помощь (игра – 13,4%, обучение – 53,6%).

     Большинство детей  заботливо относятся ко взрослым, охотно выполняют просьбы и  поручения взрослых. Также выполняют  правила поведения в группе  в отсутствие воспитателя. Дружелюбно  напоминают сверстникам о правилах поведения.

 

  II.Авторская методика: «Тест на развитость самоконтроля» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.

 

Цель: Выявить у группы детей развитость самоконтроля.

 

     Мы предложили детям  рассмотреть по очереди четыре  картинки. Попросили их описать  изображенные на картинках ситуации и предложить свои варианты разрешения проблем.

     Некоторые дети объясняли. Что причины неудач в скамейке, качелях, горке, красках, то есть  неудачи не зависят от героев. Большинство увидели настоящую  причину и объяснили, что виноват в случившемся сам герой и предложили потренироваться, подрасти или позвать на помощь. Следовательно, у таких детей развиты навыки самоконтроля и самооценивания. Несколько человек (Маша Г., Оля Г., Миша К.) увидели причину неудач и в герое, и в объекте, что говорит о хорошей способности к разностороннему анализу ситуаций. 

 

 

 

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

     

     

     

     

  • 2.2. Формирующий эксперимент.
  •  

    Следующим этапом нашей ВКР стал этап формирующего эксперимента, который проходил в период с декабря 2005 года по март 2006 года.

     

    По ходу эксперимента мы решали задачи нравственного воспитания старших дошкольников:

    • воспитывать потребность детей употреблять слова, создающие хорошие отношения между людьми.
    • воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

           Для реализации задач нами была организована развивающая среда, создан цикл игр-занятий «Вежливый человек», продумана индивидуальная работа, создан цикл бесед с использованием игровых моментов, организовано проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр. Все эти формы работы нами отражены в следующем перспективном плане, который основан на общих принципах дидактики: системность и последовательность, доступность, связь с практикой, наглядность, воспитывающий характер обучения детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица №2

     

    «Перспективный план работы по воспитанию культуры общения

    у старших дошкольников»

     

    Октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Проведение сюжетно-ролевой игры «Больница».

    Проведение сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

    Проведение сюжетно-ролевой игры «Автобус».

    1. Проведение игры «Цветок доброты».

     

    1. Проведение игры «Наши имена».

    Ноябрь

    Проведение игры «Испорченный телефон».

     

    Проведение сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская».

    1. Проведение игры-занятия «Как нам познакомиться»

     

    1. Проведение игры «Наши имена».

    Декабрь

    1. Проведение беседы «Что такое этикет?».

     

    1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».
    1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Аптека».

     

    1. Проведение игры «Испорченный телефон».
    1.   Игра-занятие «Наши добрые слова».

     

    1. Проведение игры «Цветок доброты».
    1. Игра-занятие «Все начинается со слова «Здравствуй».

     

    1. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

    Февраль

    1. Игра-занятие «Какая тайна скрыта в наших именах».

     

    1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».
    1. Беседа «Поговорим по телефону».

     

    2.Проведение сюжетно-ролевой игры  «Больница» с усложнением.

    1. Игра-занятие «Что значит быть честным?».

     

    1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Аптека».
    1. Беседа «Изучим правила вежливости».

     

    1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Автобус».

     

     

     

     

     

     

    Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей. Мы спланировали и провели 4 игры - занятия по данной теме.

     

    Темы игр-занятий:

    1. Какая тайна скрыта в наших именах?
    2. Все начинается со слова «Здравствуй».
    3. Наши добрые слова.
    4. Зачем быть честным?

     

    Игры-занятия проводились с группой детей в первой половине дня. В ходе игр-занятий мы знакомили детей с такими понятиями как благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, доброта, соблюдение этикета, имя, отчество, прозвище, фамилия, приветственные слова (например, здравствуй, добрый день, привет, до свиданья). Так как в старшем дошкольном возрасте детям много известно, то соответственно расширяются и углубляются возможности ребенка в использовании этих знаний. Мы дополняли их знания о том, кого и как приветствовать, какие существуют еще вежливые слова и почему они помогают установлению добрых отношений, как правильно разговаривать по телефону.

    Игры-занятия мы чередовали с этическими беседами. Мы провели три беседы с использованием игровых моментов.

    Темы этических бесед:

    1. Что такое этикет?
    2. Изучим правила вежливости.
    3. Поговорим по телефону.

    В ходе данных бесед мы давали характеристику тем фактам и поступкам, которые дети наблюдали или совершали в общении со сверстниками или взрослыми.

    Во время игр-занятий мы предлагали детям различные игровые обучающие ситуации и давали возможность высказаться как правильно поступить в той или иной ситуации (см. Приложение №3). Детям было интересно на этих играх-занятиях и беседах, они с удовольствием высказывали свое мнение, отвечали на вопросы, играли в игры.

    Закрепление полученных знаний происходило в процессе обсуждения русской народной сказки «Колобок» с позиции соблюдения этикета героями сказки, обсуждения литературного произведения: С.Маршака «Урок вежливости», сказки К.Чуковского «Телефон»; в играх «Бояре», «Наши имена», «Испорченный телефон» и т.д.

    Мы начинали с беседы «Что такое этикет?» Содержание беседы основывалось на том, что дети уже знали. Они были знакомы с понятием «этикет». Это порядок поведения, удобный для всех. Соблюдать этикет – значит выполнять правила поведения. Мы поставили задачу – работа над понятиями: вежливость, любовь, правила этикета, соблюдение этикета, уважение к людям, этикет. Дети продемонстрировали свои знания о правилах этикета. Во время этой беседы мы использовали следующий игровой момент – «приход Буратино». Дети обучали героя правилам этикета. В конце беседы все дети получили по медальке.

    Для беседы «Изучим правила вежливости» мы подобрали двух детей (1-хорошо знает правила поведения, другой – мало владеет ими). Суть беседы сводилась к общению двух детей с участием воспитателя, в ходе которой закреплялись правила поведения. Далее воспитатель предлагает разыграть ситуацию «Вежливое общение мальчика и девочки, когда они утром приходят в детский сад». 

    Следующая беседа, которую мы провели, называлась «Поговорим по телефону». Целью беседы было вспомнить известные и изучить новые правила разговора по телефону. Для закрепления мы провели две игры «Испорченный телефон» (после которой дети сделали вывод, что говорить по телефону нужно четко и ясно, чтобы нас правильно поняли) и «У меня зазвонил телефон» (дети отрабатывали практические навыки разговора по телефону).  

    Далее мы провели цикл игр-занятий, когда мы поставили следующие задачи. Во-первых, познакомить детей с понятиями: имя, отчество, прозвище, фамилия, приветственные слова, честность, благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, доброта, соблюдение этикета. Во-вторых, воспитывать потребность детей в словах, создающих хорошие отношения между людьми. В-третьих, воспитывать положительно-эмоциональные переживания, общения. В-четвертых, воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. В содержание игры-занятия входят игры на закрепление информации, полученной на игре-занятии. Дети с удовольствием и большим интересом играли и стремились показать свои знания и умения. Детям очень понравились игры: «Наши имена», «Вежливый котик», «Цветок доброты», «Испорченный телефон», «У меня зазвонил телефон».

    В игре «Наши имена» дети поворачиваются к сидящему рядом, улыбаются ему и громко, четко называют свое имя. Эта игра входит в состав занятия «Какая тайна скрыта в наших именах». Кто-то произносит свое имя четко, с гордостью; кто-то тихо, кто-то очень красиво, по-доброму улыбается, а кто-то с таким удовольствием, что сразу заметно, имя ребенку нравится.

    В игре «Вежливый котик» дети говорят игрушке приветственное слово, не повторяя уже названного. Эта игра проводилась в ходе занятия «Все начинается со слова «Здравствуй». На этом же занятии дети играли в игру «До свиданья». В игре участвуют два человека. Они должны называть слова-прощания, за каждое подходящее слово получают лепесток, а в конце игры дети составляют прощальный цветок. Побеждает тот, у которого в цветке больше лепестков.

    Игра «Цветок доброты» проводилась на занятии «Наши добрые слова» как закрепление полученных знаний. Надо вырастить «цветок доброты», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку комплимент и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка», сделанный руками воспитателя, тот передает следующему со своим комплиментом. В конце показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

    Информация о работе Специфика воспитания культуры общения у старших дошкольников в игровой деятельности