Виды воспитания и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые определяют в его сознании общую картину мира, а также направленность его деятельности. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, а это

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………3
Виды воспитания и их специфика……………………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

План

Ведение……………………………………………………………………………3

Виды воспитания и их специфика……………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Это и сфера человеческой деятельности, результатами  которой являются добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий. Непосредственными целями науки выступают описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? Свое название педагогика получила от греческого слова “пайдагогос” (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает “детоводство” или “дитяведение”. В этой связи многие считают, что педагогика – это наука о ребенке, его личности. Однако еще в 1922 году А.С.Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде “бездетной” педагогики, сформулировал мысль о том, что неверно полагать объектом педагогического исследования ребенка. Объектом исследования научной педагогики, по мысли А.С.Макаренко, является “педагогический факт (явление)”. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

     Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

     Впрочем, необходимо заметить, что не все  ученые разделяют точку зрения на педагогику как науку об образовании. Во многих учебниках и пособиях для  студентов педагогических вузов педагогика определяется с помощью категории воспитание; при этом авторы стремятся подчеркнуть сложность и многозначность этого явления. За расхождениями в понимании объекта педагогики стоят не просто личные, субъективные пристрастия ученых, но исторические и социокультурные факторы. К примеру, в англоязычной традиции приоритет отдается категории образование, тогда как в российской, французской педагогических традициях – категории воспитание. В то же время, историки и методологи педагогики отмечают одну общую тенденцию. Представление о педагогике как науке о воспитании складывалось в тот исторический период, когда создание условий, обусловливающих развитие человеческого индивида, было деятельностью приватной, деятельностью  отдельных людей (воспитателей), семьи, в которой рос ребенок. В ХХ в. с усилением роли государства в этом процессе, с развитием социальных институтов, ориентированных на формирование и развитие человека (школ, высших учебных заведений и др.), с объединением этих институтов в общественную “систему образования”  на первый план педагогики выдвинулась категория образование как ведущая категория для характеристики предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  воспитания и их специфика.

     Воспитание  мировоззрения школьников. Мировоззрение  представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые определяют в его сознании общую картину мира, а также направленность его деятельности. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, а это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности. Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания – вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к исходному, а к конкретному – на более высокой ступени развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне.

     Наряду  с интеллектуальным и эмоционально-волевым  в состав мировоззрения входит практически-действенный  компонент.

     Сфера практических действий учащихся может  быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает  учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах его личному идеалу.

     Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.

     Социальная  и профессиональная позиции педагога являются важнейшим сопряженным условием формирования мировоззрения. Успех воспитания мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю, свободно и ответственно раскрывающего перед ними свои убеждения.

     Формированию  культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю и культуру стран изучаемого языка.

     Задачи  формирования правовой культуры заключаются  в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

     Истоки  деформации правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот  почему работа с семьями воспитанников  – важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним “благополучием” скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Результатом  “потребительского воспитания” чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

     Для подростка мнение о нем сверстников  более значимо и важно, чем  мнение взрослых – родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно  положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать  им общественно ценную направленность.

     Нравственное  воспитание - целенаправленное и систематическое  воздействие на сознание, чувства  и поведение воспитанников с  целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям  общественной морали.

     Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся составляет формирование их  отношений: 1) к другим людям; 2) к себе; 3) к своему труду; 4) к природе.

     Группа  отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

     Гуманность  представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

     Важным  условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. 

     Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.

     Отношение к своему труду проявляется в  добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.

     Воспитание  бережного отношения к природе, нетерпимого отношения к нарушениям природоохранных норм и требований – цель формирования экологической культуры школьников. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

     Трудовое  воспитание и профессиональная ориентация школьников. В условиях общеобразовательной  школы  решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

- формирование  у учащихся положительного отношения  к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного  интереса к знаниям, стремления  применять знания на практике, развитие потребности в творческом  труде;

- воспитание  высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- вооружение  учащихся разнообразными трудовыми  умениями и навыками, формирование  основ культуры умственного и  физического труда.

     Содержание  трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических задач, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы и т.д.

     Профессиональная  ориентация школьников представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

     Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

     Профессиональное  просвещение имеет своей целью  сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.

     Формирование  эстетической культуры  учащихся. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания  прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

     Для того чтобы детский труд не превращался  в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен  высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

     Немало  эстетических впечатлений может  дать и дает деятельность учения. В  математике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или  доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

     Одно  из сильных средств воспитания литературного  вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки.

     Основой музыкального воспитания в школе  является хоровое пение, которое  обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты.

Информация о работе Виды воспитания и их специфика