Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа Нормативные документы.docx

— 162.22 Кб (Скачать)

     Второе – оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.

     Школьные трудности периода адаптации.

     Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы:

1. Определение уровня  школьной адаптации первоклассников. 

2. Создание психолого-педагогических  условий для решения проблем  обучения, поведения и психологического  самочувствия школьников, испытывающих  трудности в процессе школьной  адаптации. 

     Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:

1. Психолого-педагогическая  диагностика уровня и содержания  школьной адаптации первоклассников. 

2. Проведение психолого-педагогического  консилиума по итогам диагностики  с разработкой стратегии и  тактики сопровождения каждого  ребёнка и в первую очередь  тех школьников, которые испытывают  трудности в адаптации. 

3. Проведение просветительской  и консультативной работы с  родителями, индивидуальное консультирование  наиболее трудных случаев. 

4. Организация педагогической  помощи школьника, испытывающим трудности в адаптации.

5. Организация социально-психологической  помощи детям, испытывающим трудности  в адаптации. 

     Цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

     Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса. Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

     Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

     Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде. Содержание диагностической деятельности полностью определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.   Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.

     Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.

     Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • психологическое обследование самих детей;
  • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

     Примерная батарея методик диагностики школьной адаптации приведена в приложении.   На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников 

     Мною было проведено анкетирование «Хорошо ли ребенку в школе» (приложение 3) на учащихся 1 "В" класса гимназии №58 имени П. Ф. Гааза г. Гомеля. Цель: определить, хорошо ли ребёнку в школе. Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет). В анкетировании участвовали 25 учащихся (12-девочек и 13-мальчиков).

       В результате исследования я выяснила, что 18 человек удовлетворены школьной жизнью и желают учиться, 2 человека – испытывают тревожность, связанную с учебным процессом и 5 человек – уверенны в своих силах.  Анкетирование выявило, что большинство первоклассников положительно относятся к школе, у них сформирована готовность к школе и готовность к школьному обучению, они проявляют интерес к учебной работе, общительны со сверстниками, воспринимают предъявленные требования. В школу идут охотно.

      Адаптация  у этих детей  приобрела  достаточную силу и устойчивость и их условно можно причислить к адаптировавшимся за это время. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формировани сферы его интересов, общения, самооценки и физического развития. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям и учителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Значит, не давление, а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

В исследовании я достигла поставленной цели и выявила наиболее эффективные способы социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников. В результате исследования я пришла к выводу, что гипотеза подтвердилась: социально – педагогическая деятельность в процессе обучения первоклассников, является условием, способствующим школьной адаптации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

     Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

     На основе этой деятельности развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление, происходит переход к стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Младший школьник становится импульсивным, появляется склонность незамедлительно действовать, общая недостаточность воли.

     К окончанию начальной школы у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной деятельности, формируется интерес к результатам своего труда, произвольность.

     Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

     Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

     Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию.

     Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.

     Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

     Целью социально – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

     Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАРУРЫ

 

  1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. С.303.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. 1991. С. 176.
  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991. С. 5-18.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.
  5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
  6. 7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  7. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа., 2004, № 1. С. 6-9.
  8. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005. С. 204.
  9. Глассер У. Школа без неудачников, Прогресс, 1991. С.184.
  10. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  11. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
  12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  13. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
  14. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
  16. Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
  17. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // [Интернет-ресурс] Netparents. ru. (дата обращения. 02.02 2012.)
  18. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
  19. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
  20. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

П р и л о ж е н и е 1

АНКЕТА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

Схема истории  развития ребенка

1. Анкетные  данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения. Полный охват семьи с указанием возраста родителей, остальных членов семьи, характера работы родителей. Изменения состава семьи. Условия жизни в семье.

2. Особенности  перинатального развития. Наличие фактора риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

3. Состояние  здоровья ребенка. Наличие травм и операций, частых заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов.

4. Воспитание  ребенка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был определен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие  ребенка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, ходить). Общий эмоциональный фон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудности поведения. Любимые игры и занятия.

6. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Любимые игры, занятия. Любит ли рисовать, с какого возраста. Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор. Умеет ли читать. Как научился, когда. Как развит физически. Какая рука ведущая. Имеет ли домашние обязанности. Каковы отношения со сверстниками, с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.

П р и л о ж е н и е 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  К ШКОЛЕ

Опросник для  учителя

1. Родители совершенно  устранились от воспитания, почти  не бывают в школе. 

2. При поступлении в  школу ребенок не владел элементарными  учебными навыками (не умел считать,  не знал буквы).

3. Не знает многое из  того, что известно большинству  детей его возраста (например, дни  недели, времена года, сказки и  т.д.).

4. Плохо развиты мелкие  мышцы рук (трудности с письмом,  неодинаковые буквы).

5. Пишет правой рукой,  но со слов родителей является  переученным левшой.

6. Пишет левой рукой. 

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает. 

Информация о работе Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе