Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41
-в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учёба;
-другие причины (укажите какие)
-здоровье, физическая выносливость;
-умение общаться со сверстниками;
-умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;
- умение читать;
- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- логичность рассуждений
ребёнка, способность
- другое (укажите что)
3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?
4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?
-да
-нет, т.к. (укажите причины)
5.Что повлияло на ваш выбор школы для ребёнка:
-специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)
-применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.)
-рекомендации знакомых;
-другие причины (укажите какие)
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;
--да
-нет, т.к. (укажите причины)
6.Проводите ли вы дома
дополнительные занятия с
--да
-нет, т.к. (укажите причины)
7.Считаете ли вы, что ваша семья была материально готова к поступлению ребёнка в школу?
-да; - нет; - не задумывались над этом
8.Располагали ли вы
необходимыми средствами для
покупки всех необходимых
-да; - нет; - не задумывались над этом
9. Считаете ли вы необходимым
уделять ребёнку
-да; - нет; - не задумывались над этом
10.Планируете ли вы
оставить на время работу (взять
отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить
график работы для того. Чтобы
иметь возможность провожать
ребёнка на занятия и
-да; - нет; - не задумывались над этом
11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
-да; - нет; - не задумывались над этом
12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
--да
13.Считаете ли вы, что,
вашему ребёнку – школьнику
необходимо предоставлять
-да
П р и л о ж е н и е 8
(провести) Анкета для родителей первоклассников
Класс |
Школа |
Ф.И. ребёнка |
Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
-неохотно( ДА) -без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью( А) -затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет (ДА) -не совсем (ВДА)
-в основном, да( А) -затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-скорее нет, чем да ( ДА) -не вполне (ВДА)
-в основном да ( А) -затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится
с Вами школьными
-иногда (ВДА) -довольно часто( А)
-затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательные впечатления( ДА)
-положительных
и отрицательных примерно
-в основном положительные впечатления( А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто( ДА) -иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи( А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует( ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей( А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может ( ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому( А)
-как правило, может( А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок
жалуется на товарищей по
-довольно часто( ДА)
-бывает, но редко(ВДА)
-такого практически не бывает( А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок
с учебной нагрузкой без
-нет( ДА)
-скорее нет, чем да(ВДА)
-скорее да, чем нет( А)
-затрудняюсь ответить
А- адаптация
ВДА- возможна дезадаптация
ДА- дезадаптация
П р и л о ж е н и е 9
Анкета
«Выявление причин школьной неуспешности»
( для педагогов, родителей)
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.
Проявляет ли ребенок:
1. Нервность (нервозность), тревожность:
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда.
2. Двигательное беспокойство: расторможенность:
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда.
3. Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:
а) очень часто
б) обычно
в)редко
г) никогда.
4. Утомляемость, истощаемость:
а) очень часто
б) обычно
в)редко
г) никогда.
5. Раздражительность, агрессивность:
б) обычно
в) редко
г) никогда.
6. Вялость, пассивность:
а) очень часто
б) обычно
в)редко
г) никогда.
7. Робость, скованность:
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда.
2. Особенности познавательной деятельности
1. Как ребенок запоминает:
а) очень хорошо
б) хорошо
в) посредственно
г) плохо
2. Как понимает объяснения:
а) очень хорошо
б) хорошо
в) посредственно
г) плохо
3. Познавательная
активность (стремление к новым знаниям):
а) высокая
б)средняя
в) низкая
г) отсутствует
4. Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда.
5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности:
а) легко
б) не легко, не трудно
в) с трудом
г) с большим трудом
3, Имеются ли
нарушения в двигательной
а) да
б) нет
Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются).
П р и л о ж е н и е 10
Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:
2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.
3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.
4. Об организации
обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000
г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001,
№ 1. - С. 56-65.
5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 25.09.2000).
6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.