Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа Нормативные документы.docx

— 162.22 Кб (Скачать)

-в 6 лет психологически  ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а  не учёба;

-другие причины (укажите  какие)  

  1. Выберете, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению (можно выбрать несколько пунктов)?

-здоровье, физическая выносливость;

-умение общаться со  сверстниками;

-умение строить  адекватные  системе обучения отношения со взрослыми;

- отсутствие заниженной  самооценки и страха неудачи  у ребёнка;

- умение читать;

- способность связно говорить, составлять или пересказывать  рассказ ;

- развитие тонких движений  руки и зрительно-двигательных  координаций;

- интерес к знаниям,  процессу их получения за счёт  дополнительных усилий;

- логичность рассуждений  ребёнка, способность постижения  основных признаков и связей  между явлениями, способность  воспроизвести образец;

- другое (укажите что)

3..Как вы считаете, насколько  готов ваш ребёнок к школьному  обучению? Почему?

4.Посещал ли ваш ребёнок  подготовительные курсы?

-да

-нет, т.к. (укажите причины)

5.Что повлияло на ваш  выбор  школы для ребёнка:

-специфика школы (углубленное  изучение отдельных предметов  и т.п.)

-применяемые в школе  специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.)

-рекомендации знакомых;

-другие причины (укажите  какие)  

 Если да, то учитывались  ли при этом склонности и  желания ребёнка, рекомендации  работающих в настоящее время  с ребёнком педагогов;

--да

-нет, т.к. (укажите причины)

6.Проводите ли вы дома  дополнительные занятия с ребёнком  для повышения его готовности  к обучению в школе?

--да

-нет, т.к. (укажите причины)

7.Считаете ли вы, что  ваша семья  была материально  готова к поступлению ребёнка  в школу?

-да;             - нет;    - не задумывались  над этом

8.Располагали ли вы  необходимыми средствами для  покупки всех необходимых школьных  принадлежностей

-да;             - нет;       - не задумывались  над этом

9. Считаете ли вы необходимым  уделять ребёнку дополнительное  время в течение его первых  школьных дней, месяцев?

-да;             - нет;       - не задумывались  над этом

10.Планируете ли вы  оставить на время работу (взять  отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить  график работы для того. Чтобы  иметь возможность провожать  ребёнка на занятия и встречать  его из школы?

-да;             - нет;       - не задумывались  над этом

11.Имеется ли у ребёнка  в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок  в котором он самостоятельно  отвечает?

-да;             - нет;       - не задумывались  над этом

12.Планируете ли вы  выделить ребёнку собственное  рабочее место с началом его  учебной деятельности?

--да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины   

 

13.Считаете ли вы, что,  вашему ребёнку – школьнику  необходимо предоставлять больше  свободы и самостоятельности  в его поведении?   

                     -да                                   - не задумывались над этом         - нет, т.к. (укажите причины)

П р и л о ж е н и е 8

           (провести)      Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа

Ф.И. ребёнка


     Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно( ДА)             -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью( А)           -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился  к школьному режиму? Принимает  как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)        -не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)       -затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои  учебные успехи и неуспехи?

      -скорее  нет, чем да ( ДА)     -не вполне (ВДА)

       -в основном  да ( А)       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится  с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)    -довольно часто( А)

      -затрудняюсь  ответить

5.Каков преобладающий  эмоциональный характер этих  впечатлений?

       -в основном  отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных  и отрицательных примерно поровну  (ВДА)

      -в основном  положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в  среднем тратит ребёнок на  выполнение домашних заданий? (Укажите  конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок  в Вашей помощи при выполнении  домашних заданий?

       -довольно  часто( ДА)         -иногда (ВДА)

       -не нуждается  в помощи( А)

      - затрудняюсь  ответить

8. Как ребёнок преодолевает  трудности в работе?

       -перед  трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается  за помощью (ВДА)

       -старается  преодолевать сам, но может  отступить (ВДА)

       -настойчив  в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь  ответить

9.Способен ли ребёнок  сам проверить свою работу, найти  и исправить ошибки?

       -сам  этого сделать не может ( ДА)

      -иногда  может (ВДА)

      -может,  если его побудить к этому( А)

      -как правило,  может( А)

       -затрудняюсь  ответить

10. Часто ли ребёнок  жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого  практически не бывает( А)

       -затрудняюсь  ответить

11. Справляется ли ребёнок  с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее  нет, чем да(ВДА)

        -скорее  да, чем нет( А)

        -затрудняюсь  ответить

      

А-   адаптация

ВДА-   возможна дезадаптация

ДА-   дезадаптация

 

 

 

П р и л о ж е н и е 9

Анкета

«Выявление  причин школьной неуспешности»

( для  педагогов, родителей)

 

Ф.И.О. ребенка 

 

Дата рождения

 

Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.

 

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы

 

Проявляет ли ребенок:

1. Нервность (нервозность), тревожность:

а) очень часто

б) обычно

в) редко

г) никогда.

2. Двигательное беспокойство: расторможенность:

а) очень часто

б) обычно

в) редко

г) никогда.

3. Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:

а) очень часто

б) обычно 
в)редко

г) никогда.

4. Утомляемость, истощаемость:

а) очень часто

б) обычно 
в)редко

г) никогда.

5. Раздражительность, агрессивность:

б) обычно

в) редко

г) никогда.

6. Вялость, пассивность:

а) очень часто

б) обычно 
в)редко

г) никогда.

7. Робость, скованность:

а) очень часто

б) обычно

в) редко

г) никогда.

 

 

2. Особенности  познавательной деятельности

1. Как ребенок запоминает:

а) очень хорошо

б) хорошо

в) посредственно

г) плохо

2. Как понимает объяснения:

а) очень хорошо

б) хорошо

в) посредственно

г) плохо

3. Познавательная активность (стремление к новым знаниям): 
а) высокая

б)средняя

в) низкая

г) отсутствует

4. Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

а) очень часто

б) обычно

в) редко

г) никогда.

5. Может ли  ребенок перестроиться на другой вид деятельности:

а) легко

б) не легко, не трудно

в) с трудом

г) с большим трудом

 

3, Имеются ли  нарушения в двигательной сфере,  координации движения:

а) да

б) нет

Напишите о других специфических  особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются). 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 10

Перечень  основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

 

    1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // 
      Начальная школа, 2000, № 29.

 

2.  О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3.  О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4.  Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001, 
№ 1. - С. 56-65.

5.  Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6.  О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

 

 


Информация о работе Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе