Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа Нормативные документы.docx

— 162.22 Кб (Скачать)

     Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

Организационно-консультативная  работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

     Все обозначенные выше направления работы в рамках социально – педагогической деятельности на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы:

     Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на  определение школьной готовности  ребёнка. Как правило, диагностика  состоит из двух составных  частей. Сначала осуществляется  общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

2. Проведение групповых  и индивидуальных консультаций  родителей будущих первоклассников.  Групповая консультация в форме  родительского собрания – это  способ сообщить родителям некоторую  полезную информацию по организации  последних месяцев жизни ребёнка  перед началом школьных занятий.  Индивидуальные консультации, прежде  всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

3. Групповая консультация  педагогов будущих первоклассников,  носящая на данном этапе общий  ознакомительный характер.

4. Проведение психолого-педагогического  консилиума по результатам диагностики,  основной целью которого является  выработка и реализация определённого  подхода к комплектованию классов. 

Второй этап – первичная  адаптация детей в школе. Без  преувеличения его можно назвать  самым сложным для детей и  самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с  сентября по январь - предполагается:

1. Проведение консультативной  и просветительской работы с  родителями первоклассников, направленной  на ознакомление взрослых с  основными задачами и трудностями  периода первичной адаптации,  тактикой общения и помощи  детям. 

2. Проведение групповых  и индивидуальных консультаций  педагогов по выработке единого  подхода к отдельным детям  и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом. 

3. Организация методической  работы педагогов, направленной  на построение учебного процесса  в соответствии с индивидуальными  особенностями и возможностями  школьников, выявленных в ходе  диагностики и наблюдения за  детьми в первые недели обучения.

4. Организация педагогической  поддержки школьников.

Такая работа проводится как правило учителем во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

5. Организация групповой  развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня  их школьной готовности, социально-психологическую  адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности педагогов, психологов  и родителей в период первичной  адаптации первоклассников. 

     Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на  выявление группы школьников, испытывающих  трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное и групповое  консультирование и просвещение  родителей по результатам диагностики. 

3. Просвещение и консультирование  педагогов по вопросам обучения  и общения с отдельными школьниками  и детьми данного возраста  в целом. 

4. Организация педагогической  помощи детям, испытывающим различные  трудности в обучении и поведении  с учётом данных психодиагностики.

Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа  – выявить и устранить те моменты  в учебном процессе, стиле общения  с детьми, которые могут провоцировать  различные школьные трудности.

5. Организация групповой  психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов  проведённой в течение полугодия  и года в целом работы.

Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных  этапов.

1. Поступление  ребёнка в школу. 

     Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.

     Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.

     Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • консультирование и просвещение родителей;
  • консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.

     В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной педагогической и психологической литературе. Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом.

    Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.[15]

2. Первичная адаптация  ребёнка в школе.

     Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами: создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

     Соответственно выделяются и основные направления работы:

1. Консультирование и  просвещение педагогов. 

2. Консультирование и  просвещение родителей. 

3. Педагогическая развивающая  работа по социально-психологической  адаптации. 

4. Психологическая развивающая  работа по повышению уровня  школьной готовности.

5. Методическая педагогическая  работа по анализу и модификации  процесса обучения с учётом  данных о возможностях и перспективах  обучения конкретных учеников.

     Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.

     Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.

     Педагогическая поддержка – помощь учащимся в преодалении того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. [13].

     Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. [15].

     Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения: психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих; игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

     Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.

     Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.

     Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

     Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации п ервоклассников.

   Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие у детей  когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения  в начальной школе. Комплекс  этих умений и навыков входит  в понятие психологической готовности  к школе. 

2. Развитие у детей  социальных и коммуникативных  умений, необходимых для установления  межличностных отношений со сверстниками  и соответствующих ролевых отношений  с педагогами.

3. Формирование устойчивой  учебной мотивации на фоне  позитивной Я – концепции детей,  устойчивой самооценки и низкого  уровня школьной тревожности. 

     Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

     Возможны две формы организации развивающей работы: индивидуальная и групповая.

     Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.

     Методическая работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся первого класса и имеет два основных направления.

     Первое - анализ и переработка существующих учебных программ с точки зрения содержания данных требований и результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.

Информация о работе Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе