Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа Нормативные документы.docx

— 162.22 Кб (Скачать)

   

 Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

  1. учебный — мотив, восходящий к познавательной потребности;
  2. социальный — широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; отметка — мотив получения высокой отметки;
  3. игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;
  4. позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;
  5. внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

 

 

 

     Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:

  1. собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
  2. широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
  3. «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
  4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
  5. игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);

мотив учения высокой отметки (отметка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 5

Методика «Беседа о школе»


(авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

 

     Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

  1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».

 

     Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случится, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

 

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

 

  1. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

 

  1. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

 

  1. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

 

Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в  командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и  говорит: «Мы можем пригласить к  вам другую учительницу на это  время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

 

7-8. Представь,  что есть две школы — школа А и школа Б

  1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-' сования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

 

  1. В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

 

  1. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

 

Классификация ответов

Все ответы разделяются  на две категории — А и Б.

 

 

А

Вопрос  I: уроки грамоты, счета — занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск*.

Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.


Вопрос 8; выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

 

 

                                    Б

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на «отпуск».

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

 

Преобладание  в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

 

О наличии внутренней позиции школьника можно говорить в том случае, если ребенок:

  1. относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  2. проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий:

а) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «до 
школьного типа» (рисование, пение, физкультура);

б) имеет содержательное представление о подготовке в 
школе;

3) отказывается от характерной для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения:

а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

б) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины);

в) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки);

4) признает авторитет учителя (несогласие на замену его родителями).

В результате беседы, согласно приведенной схеме содержания внутренней позиции, строится 2 таблицы: одна — после первого среза в начале учебного года и вторая — в конце учебного года.

 

Имя ребенка

Элемент внутренней позиции

 

1

2

3

4   

 

А

Б

26

За

36

Зв

А

Б

 

 

 

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 6

Изучение  эмоционального отношения к школе

 Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой •— ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это – школьники, они идут в школу, а это дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».


Далее экспериментатор  зачитывает прилагательные передает карточку ребёнку, который помещает  ее в одну коробочек.

Обработка данных. Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника.


Полученные  результаты оформляют в таблицу

Протокол  методики «Эмоциональное отношение  к школе»

 

1      Возраст детей

Характеристика                       

 

Дошкольник

Школьник         

 

+

-

отказ

+

-

отказ

1 Детский сад  (6 лет) 

           

 

1-й класс (6 лет)

           

1-й класс (7 лет)

           

 

 

    Делают выводы об общем эмоциональном отношении школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 7

Работа с родителями и педагогами

 

 

Анкета

«Родительская позиция  относительно готовности к  школьному обучению ребёнка» ( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)

ФИО (ребёнка)

 Год рождения ребёнка                                                                        Возраст

  1. Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

В 6 лет, потому что

-друзья, с которыми общается  ребёнок, пошли в школу, и  ребёнку будет легче освоиться  в школе уже в привычной  компании;

- ребёнку стало скучно  в детском саду, он уже «  вырос из игры», материал занятий  в детском саду уже известен  ребёнку;

- интерес ребёнка к  школе, существующий в данный  момент, может перегореть до того, как ребёнку исполнится 7 лет;

- ребёнок достиг больших  успехов и для развития следует  отдать его в школу;

-другие причины (укажите  какие)  

В 7 лет, потому что

-в 6 лет ребёнок ещё  слаб физически и не вынесет  школьных нагрузок;

-в 6 лет ребёнок ещё  не умеет читать и не владеет  необходимым минимумом знаний  и умений для поступления в  школу и успешного в ней  обучения;

Информация о работе Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе