Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
•Анализ теоретических источников по проблеме адаптации школьников.
•Анализ средств и методов социально-педагогической деятельности учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………… 6
1.Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………. 6
2.Возрастные особенности младших школьников…………………………… 1
ГЛАВА 2. СОЦИАПЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАСННИКОВ В ШКОЛЕ ................................................................. 23
2.1Методика исследования особенности работы учителя начальных классов по адаптации первоклассников……………………………………………………... 23
2.2. Описание результатов используемых методик по изучению адаптации первоклассников………………………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа Нормативные документы.docx

— 162.22 Кб (Скачать)

9. Сосет палец или ручку. 

10. Иногда заикается. 

11. Грызет ногти. 

12. У ребенка хрупкое  телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной  атмосфере, любит, когда его  гладят, обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление,  что он младше других детей,  хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает  речь 4-5-летнего ребенка. 

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется  с неудачами. 

19. Любит шумные, подвижные  игры на переменах. 

20. Не может долго сосредоточиться  на одном задании, всегда старается сделать быстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно  настроить на серьезную работу.

22. Долго переживает неудачи. 

23. При неожиданном вопросе  учителя часто теряется. Если  дать время на обдумывание,  может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет  любое задание. 

25. Домашние задания выполняет  гораздо лучше классных (разница  очень существенная, больше, чем  у других детей).

26. Очень долго перестраивается  с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить  за учителем самый простой  материал, при этом демонстрирует  отличную память, когда речь идет  об интересующих его вещах  (например, знает все марки машин).

28. Требует к себе постоянного  внимания со стороны учителя.  Почти все делает только после  персонального обращения. 

29. Допускает много ошибок  при списывании.

30. Чтобы отвлечь его  от задания, достаточно малейшей  причины: скрипнула дверь, что-то  упало и т.д. 

31. Приносит в школу  игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не  сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что  с трудом усаживают его за  уроки. 

34. Такое впечатление,  что с трудом усаживается за  уроки. 

35. Не любит никаких  усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.

36. Не совсем здоровый  вид (бледный, худенький).

37. К концу урока работает  хуже, часто отвлекается, сидит  с отсутствующим видом. 

38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39. Плохо работает в  условиях ограниченного времени.  Если его торопить, может совсем "отключиться", бросить работу.

40. Часто жалуется на  усталость. 

41. Почти никогда не  отвечает правильно, если вопрос  поставлен нестандартно, требует  сообразительности. 

42. Ответы становятся лучше,  если есть опора на какие-то  внешние объекты (считает пальцы  и т.п.).

43. После объяснения учителя  не может выполнить аналогичное  задание. 

44. Затрудняется применять  ранее усвоенные понятия, навыки  при объяснении учителем нового  материала. 

45. Часто отвечает не  по существу, не может выделить  главное. 

46. Такое впечатление,  что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия  у него не сформированы.

Работа учителя  с опросником

     При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

Обработка результатов

     Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

К = П: 70 х 100,

где П - количество баллов, набранных ребенком.   Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует. Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.    Показатель выше 30% - серьезная степень дезадаптации.Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.

1. РО - родительское отношение. 

2. НГШ - неготовность к  школе. 

3. Л - леворукость. 

4. НС - невротические симптомы.

5. И - инфантилизм. 

6. ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7. ИНС - инертность нервной  системы. 

8. НП - недостаточная произвольность  психических функций. 

9. НМ - низкая мотивация  учебной деятельности.

10. АС - астенический синдром. 

11. НИД - нарушения интеллектуальной  деятельности.

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

   

1

       

РО

   

2

3

4

   

НГШ

 

5

6

       

Л

7

8

9

10

11

   

НС

12

13

14

15

16

   

И

17

18

19

20

21

   

ГС.

 

22

23

24

25

26

 

ИНС

   

27

28

29

30

 

НП 

31

32

33

34

35

   

НМ.

   

36

37

38

39

40

АС 

 

41

42

43

44

45

46

 НИД 


 

 

П р и л о ж е н и е 3

Анкета

«Хорошо ли ребёнку в школе?»

     Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

 

1. В школе я чувствую  себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе  радуются, когда другие получают  плохие отметки.

  1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  2. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  3. Очень хочется отдохнуть.
  4. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  5. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  6. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  7. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

 

  1. Часто па уроках я чувствую, что устал,
  2. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  3. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  1. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  1. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  2. Мне часто кажется, что я болен.
  3. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  4. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  1. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  1. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

 

  1. Я думаю, что плохо вижу.
  2. Мне интересно в школе.
  3. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  1. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  1. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  2. Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ  к анкете

Шкала1

1.+

6.-

11.-

16.-

21.+

Шкала 2

2.-

7.-

12.-

17.-

22.+

Шкала3

3.-

8.-

13.-

18.-

23.-

Шкала4

4.+

9.+

14.+

19.-

24.-

Шкала5

5.-

10.-

15.-

20.-

25.+


За  каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале – З.     Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

 

Значение шкал

  1. шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
  2. шкала-  дружеские отношения в классе,
  3. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.
  4. шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах
  5. шкала -  самочувствие, состояние здоровья.

 

П р и л о ж е н и е 4

Изучение  мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»

(Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера)

Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей б и 7 лет.

Описание  методики

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой  рассказ, в  котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально

После прочтения  каждого абзаца перед ребенком выкладывается  схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ.

 «Мальчики  (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил"

На стол перед  ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед  ней фигурка ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

«Второй мальчик  сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"».

Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

«Третий мальчик  сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

«Четвертый мальчик  сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"».

Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

«Пятый мальчик  сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"».

Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка  с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).

«Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"».


Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив — отметка).

После прочтения  рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:


«А как по-твоему, кто из них прав? Почему?

 С кем из  них ты хотел бы вместе играть? Почему?

С кем из них  ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Так дети должны последовательно осуществить три  выбора. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

 

 

Обработка результатов

 

На основе полученных результатов строится таблица:

   Мотив

Частота выбора   

Учебный

 

Социальный

 

Отметка

 

Игровой

 

Позиционный

 

Внешний

 

Количество

 испытуемых                      - чел.

Информация о работе Социально-педагогиеская деятельность учителя начальных классов по адаптации первоклассников к школе