Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Семья является сложным и многоплановым феноменом, базовым социальным институтом воспитания и социализации подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Как малая социальная группа семья характеризуется внутренней жизнедеятельностью, динамически изменяющимися отношениями между супругами, родителями и детьми, активным взаимодействием с социумом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки подростков.
§1. Социально-педагогическая поддержка как оптимальная помощь личности в трудной жизненной ситуации.
§2. Характерологические особенности подростков из неблагополучных семей.
§3. Определение социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы.
Глава 2. Экспериментальная деятельность по социально-педагогической поддержке подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
§1. Диагностика характерологических особенностей подростков из неблагополучных семей в сельской местности.
§2. Рекомендации по организации работы социального педагога с подростками из неблагополучных семей в сельской местности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

начало.docx

— 84.14 Кб (Скачать)

В сельской школе  эти функции социально-педагогической поддержки наиболее важны, т.к. школа  – единственный социо-культурный центр. Только в школе, ребенок может мотивировать себя на какую – либо деятельность и реализовать себя как личность. В сельских школах малая наполняемость в классах, а значит, каждый ребенок имеет шанс быть замеченным учителем.

 

 

Глава 2. Экспериментальная деятельность по социально-педагогической поддержке  подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности

§1. Диагностика характерологических особенностей  подростков из неблагополучных семей  в сельской местности

База исследования МОУ Самарская СОШ. В данной школе обучается 73 учащихся. Для оказания социально-педагогической поддержки в школе работают  социальный педагог и психолог.

В исследовании приняли участие обучающиеся  в количестве 8 человек, в возрасте 12-15 лет.

В структуре  проведенного исследования были выделены следующие этапы: формирование первичной  выборки респондентов; проведение  констатирующего эксперимента.

Для реализации задач  эксперимента было проведено  тестирование с использованием таких  методик как:

1. Опросник исследования тревожности у старших подростков    (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева). Данная методика предназначена для выявления уровня тревожности у подростков. [19]. 

  1. Методика    первичной  диагностики  и выявления   подростков

«группы риска» Рожкова М.И. Ковальчук М.А. Данная  методика предназначена  для измерения склонности (готовности) подростков к реализации различных  форм отклоняющегося поведения. [21]. 

  1. Методика  «Кто Я ?» Кун и Мак-Портленд предназначена  для

определения уровня  самооценки  личности - оценки личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [23]. 

В ходе  анализа  результатов исследования  применялись  методы количественной и качественной обработки информации.

      Для выявления степени тревожности у подростков из неблагополучных семей был применен опросник исследования тревожности у старших подростков   (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева). Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Результаты эмоциональных переживаний представлены в таблице 1.

Таблица 1.

подростки

класс

тревожность

Познавательная активность

Негативные эмоциональные  переживания

Паша

6

В.

Ср.

В.

Витя

6

В.

Н.

В

Рома

7

Ср.

Ср.

Ср.

Анатолий

8

Ср.

Н.

Ср.

Люба

9

В.

Н.

В.

Дарья

6

Ср.

Ср.

Ср.

Ольга

7

Н.

Ср.

Ср.

Костя

8

В.

Н.

В.


Рассматривая  получение результаты мы выявили, что  у 50% подростков высокий уровень  тревожности, 37,5% - средний,12,5% - низкий уровень. У половины подростков высокий уровень тревожности – это еще раз подтверждает, что длительное воздействие неблагоприятных условий жизни сказывается на их эмоциональном состоянии. По шкале позновательная активность мы выявили, что средний и низкий уровень составляют по 50%. Это говорит о том , что у подростков практически отсутствует позновательная активность. Негативные эмоциональные преживания подростков разделились на высокие и средние, которые состовляют по 50%. Можно утверждать, что оброз жизни в неблагополучных семьях негативно сказывается на эмоциональном развитии подростков , что выражается через гнев и раздрожительность.

Рис.1 Опросник исследования тревожности у старших подростков.  

Для измерения склонности (готовности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения была проведена методика Рожкова М.И., Ковальчук М.А.

Таблица 1.

Показатель

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Отношения в семье

50%

25%

25%

Агрессивность

75%

25%

0

Недоверие к людям

100%

0

0

Неуверенность в себе

0

50%

50%

Акцентуации характера

50%

25%

25%


Анализ результатов  склонности (готовности) подростков к  реализации различных форм отклоняющегося поведения выявил, что  50% подростков попадают в «группу риска» по показателю отношения в семье, у них же выраженные акцентуации характера. У 75% подростков явный уровень агрессивности. Все подростки не имеют доверия к людям.

Методика  «Кто Я ?» Кун и Мак-Портленд предназначена  для

определения уровня уверенности подростка в себе, оценку им своих поступков, понять, что им движет. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

таблица 3.

подростки

класс

Уровень самооценки

Паша

6

Н.

Витя

6

Н.

Рома

7

В.

Анатолий

8

Н.

Люба

9

В.

Дарья

6

В.

Ольга

7

В.

Костя

8

Н.


Анализ результатов  методики выявления самооценки определил, что у опрошенных подростков мнения разделились поровну.

Рис.2 Результаты методики  «Кто Я ?»

На основе проведенных исследований мы пришли к такому выводу, что подростки  из неблагополучных семей в условиях сельской местности имеют высокий уровень тревожности, негативное эмоциональное переживание, низкую познавательную мотивацию, у них высокий уровень агрессивности, и выраженные акцентуации характера. У всех подростков неадекватная самооценка. Данные результаты позволили нам сформулировать ряд рекомендаций.

§2. Рекомендации по организации работы социального педагога с подростками  из неблагополучных семей в сельской местности

Основными направлениями  работы социального педагога с неблагополучными семьями являются раннее выявление  неблагополучных семей и детей, и профилактическая работа данной категорией семей и детей.

Социальный  педагог не всегда самостоятельно может  оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной  ситуации, разрешение проблемы часто  требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна  материальная поддержка (ходатайство  на оказание материальной помощи), тесно  связан с работниками Дома культуры, чтобы помочь ребенку открыть  свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, тесно связан с работниками фельдшерско-акушерского  пункта, если ребенка по состоянию  здоровья нужно отправить на санаторное лечение (каждый год до 6 человек) или  обучение в специализированной вспомогательной  школе (2-3 человека).

Для планирования работы с  такими семьями, где ребенок находится  в трудной жизненной ситуации, два раза в год (в сентябре и  январе) совместно с классными  руководителями, социальным педагогом, директором и завучем школы, работниками  сельского поселения составляется программа работы с семьей, в которой  фиксируются все виды работы с семьей и ребенком. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы и заседании Общественной инспекции по делам несовершеннолетних при сельской администрации о выполнении данной программы.

Таким образом, если профилактическая работа социального педагога будет проводиться комплексно, тогда отношение родителей между собой, их отношение к детям, внутри семейная атмосфера будет благоприятная- все это уже само по себе воспитывает всесторонне развитую личность, способную адаптироваться в современном обществе.

Заключение

        Цель курсового исследования: определение  в теории и на практике социально-педагогической поддержки подростков  из неблагополучных семей в условиях сельской местности достигнута путем реализации поставленных задач. В ходе исследования мы изучили теоретические основы социально-педагогической поддержки, выявили особенности подростков из неблагополучных семей, смоделировали основные формы и методы социально-педагогической поддержки подростков  из неблагополучных семей в условиях сельской местности, экспериментально проверили социально-педагогическую поддержку подростков  из неблагополучных семей в условиях сельской местности. На основе анализа результатов были сформулированы рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей и подростком в условиях сельской местности.

 

 

 

 

 

Список литературы:

    1. Антонов, А.И., «Социология семьи» [Текст] / А.И. Антонов, В.М.  Медков - М., Издательство МГУ, 1996.
    2. Буянов, М.И., Ребенок из неблагополучных семей [Текст] / М.И. Буянов - М., 1988. - 147с.
    3. Василькова,  Ю.В., Методика и опыт  работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. - М., 2002.-160 с.
    4. Ваш психолог. [Электронный документ].- Режим доступа:  http://www.vashpsixolog.ru/
    5. Воронин, А.С., Словарь терминов по общей и социальной педагогики [Текст]: Учебное электронное текстовое издание /А.С. Воронин – Е., 2006. – 135с.
    6.       Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» [Текст] : [окт. 1995 г., Зеленоград / Под ред. О. С. Газмана]. - М. УВЦ "Инноватор", 1996.
    7. Выготский, Л.С., Педология подростка: Проблема возраста [Текст]: в 6 т./Собрание сочинений, - М., 1984. Т 3,4. - 279с.
    8. Дивицына, Н.Ф., Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст]: Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына – Ростов на Дону, 2005.
    9. Игошев, Б.М., Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения [Текст] / Б.М. Игошев, О.С. Тоистева // Педагогическое образование и наука -  2010, - № 3, - С.10 – 19.
    10. Карабанова, O.A., Психология семейных отношений и основы семейного [Текст] / O.A. Карабанова, - М., 2005 – 320с.
    11. Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.
    12. Макаренкова, И.В., Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В.  Мисько – М., 2004
    13. Мардахаев, Л.В., Социальная педагогика [Текст]: Учебник/ Л.В. Мардахаев — М.: Гардарики, 2005. —269с.
    14. Мардахаев, Л.В., Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] /  Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука - 2010, - № 6,- С.4-11.
    15. Методика работы социального педагога [Текст] / под ред. А.В. Кузнецовой. - М.:  Школьная пресса, 2003.- 96с.
    16. Мальцева, Э. А., Социально-педагогическая поддержка детей [Текст]: монография. доктор пед. наук. профессор / Мальцева, Э. А. - Ижевск: КнигоГрад, 2010. – 132 стр.
    17. Мудрик, А.В., Социальная педагогика [Текст] / А.В.  Мудрик -  М., 2002.
    18. Олиференко, Л. Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., Издат. Центр «Академия», 2002.
    19. Опросник исследования тревожности у старших трудных подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) [Текст]: Диагностика эмоционально-нравственного развития /  Ред. И.Б. Дерманова – М.: СПб. 2002.- С.75-80.
    20. Пиаже, Ж.,  Избранные психологические труды [Текст] / Ж.  Пиаже, – М., 1994.
    21. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников [Текст] / Под.ред. И. Фельдштейна. - М., АПН СССР 1990., -159с.
    22. Психология современного подростка [Текст] / Под.ред. Д.И. Фельдштейна — М., 1987, - 147с.
    23. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002, 612 с.
    24. Соколов, Н., Социально – педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Н. Соколов // Социальная педагогика – 2003. - №1, - С.42 – 45.
    25. Социальный  педагог в школе  [Текст] / - И.Ю. Фоминичева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.- 254 с.
    26. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
    27. Справочник  социального  педагога  5-11  [Текст] / Т.А. Шишковец.- 2 изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.- 336 с.
    28. Шевандрин,  Н.И.  Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] /   Н.И. Шевандрин.-  М.: Владос  2001.
    29. Шульга, Т.И., Работа с неблагополучной семьей [Текст]: учеб. Пособие/ Т.И. Шульга, – М.: Дрофа, 2005.
    30. Чиж, А.Н., Социально-педагогическая подготовка будущих специалистов в университете [Текст] / А.Н. Чиж, М.А. Малькова // Педагогическое образование и наука -  2010, - № 3, - С.4- 10.
    31. Энциклопедия социальной работы [Текст]  / Под ред. Л. Э. Кунельского, М.С. Мацковского, -  М., - 1994.

 

 

 

Приложение 1.

1.Опросник исследования тревожности  у старших подростков    (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) 
Часть I

1.   Я уравновешенный  человек.

2.    Мне хочется  изучать то, что меня окружает.

3.   Я несдержан. 

4.  Я доволен собой.

5.  Я испытываю любопытство.

6. Я вспыльчив. 

7.  Я нервничаю и беспокоюсь.

8. Мне интересно. 

9. Я горячий человек. 

10. Я хотел бы быть  таким же счастливым, как другие.

11. Я любознателен.

12. Я сержусь, когда  из-за чужих ошибок мне приходится  действовать медленнее. 

13. Я неудачник.

14. Я энергичен.

 15. Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу.

 16. Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах.

 17. Я чувствую себя исследователем.

18. Я легко выхожу из  себя.

 19. Я спокоен, хладнокровен и собран.

 20. Я легко возбуждаюсь.

 21. Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно.

 22. Мне не хватает уверенности в себе.

Часть II

1.Я спокоен

 2.Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке

 3. Я разъярен

 4.Я напряжен

 5. Я испытываю любопытство

 6. Мне хочется стукнуть кулаком по столу

 7. Я чувствую себя совершенно свободно

 8. Я заинтересован

 9.  Я рассержен

 10. Меня волнуют возможные неудачи

 11. Мне хочется знать, понять, докопаться до сути

 12. Мне хочется на кого-нибудь накричать

 13. Я нервничаю

 14. Я чувствую себя исследователем

 15. Мне хочется что-нибудь сломать

 16. Я взвинчен

 17. Я возбужден

 18. Я взбешен

 19. Я раскован

 20. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

 21. Я раздражен

 22. Я озабочен

 Ключ к тесту

Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22.

Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

Негативные эмоциональные  переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

 При ответе испытуемые  пользуются четырехбалльной шкалой  оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти  всегда» (4 балла).

Приложение 2.

2. Методика первичной диагностики  и выявления  детей «группы  риска»                                                                                                                      Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения!

  1. Считаешь ли ты, то людям можно доверять?
  2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться, прежде всего, о себе?
  3. Легко ли ты заводишь друзей?
  4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
  5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
  6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
  7. Часто ли ты нервничаешь?
  8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
  9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
  10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
  11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
  12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
  13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
  14. Способен ли ты на грубые шутки?
  15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
  16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
  17. Много ли у тебя близких друзей?
  18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
  19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
  20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
  21. Раздражают ли тебя родители?
  22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
  23. Ты всегда уверен в себе?
  24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
  25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
  26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
  27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
  28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
  29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
  30. Бывает, что ты злишься на всех?
  31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
  32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
  33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
  34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
  35. Можешь ли ты ударить человека?
  36. Ты иногда угрожаешь людям?
  37. Часто ли родители наказывали тебя?
  38. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
  39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
  40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
  41. Легко ли ты можешь рассердиться?
  42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
  43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
  44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
  45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
  46. Твои родители живут отдельно от тебя?
  47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
  48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
  49. Ты подвижный человек?
  50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
  51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
  52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
  53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
  54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
  55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
  56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
  57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
  58. Часто ли ты дерешься?
  59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
  60. Легко ли тебе усидеть на месте?
  61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
  62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
  63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
  64. Часто ли ты ругаешься?
  65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
  66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
  67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
  68. Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
  69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
  70. Ты всегда делаешь все по-своему?
  71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
  72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
  73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
  74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности