Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:52, контрольная работа

Краткое описание

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….5
1. Семья как важнейший социальный институт………………………5
2.Функции семьи………………………………………………………………………..6
3. Типы семьи и ее организации……………………………………..……..8
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….11
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 13

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….5

1. Семья как  важнейший социальный институт………………………5

 2.Функции семьи………………………………………………………………………..6

 3. Типы семьи и ее организации……………………………………..……..8 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….11

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.ВВЕДЕНИЕ.

     Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

     Семья – один из наиболее древних и самых важных социальных институтов.

     Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие  нормальной социализации личности. Именно в семье человек получает основы образования, манеры поведения, обучается социальным ролям. Традиции и культура семьи – вот что определяет всю траекторию развития человека, его будущее личностное становление, социальный расцвет, готовя тем самым фундамент для творческих порывов.

     Проблемы  семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада, формирования и развития семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

     На  современном этапе развития человечества институт семьи претерпевает серьезные изменения. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число альтернативных типов брака и семьи - фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д. Одновременно растет также число внебрачных детей. Особую заботу представляют семьи с одним родителем, число которых растет под влиянием достаточно высокого процента разводов - от 30 до 50 к числу заключенных браков.

     Продолжает  оставаться актуальной проблема многопоколенной семьи, когда два-три поколения семей ведут совместное хозяйство, организуют свой повседневный быт, согласовывают различные интересы, что представляет достаточно сложную задачу.

     В связи с ростом феминистского  движения активно обсуждается вопрос о перераспределении функций в семье, придании женщине больших прав, о преодолении фактического неравенства между супругами и т.д.

     Кроме этого наблюдается катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, очень высокая материнская и младенческая смертность, появление большого числа бездетных семей. Серьезное беспокойство вызывают участившиеся случаи  отказов от детей, сдача их в родильные или  детские  дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство  детей  из  семей,   жестокое обращение с детьми вплоть до лишения их жизни.

     Выбор темы контрольной работы обусловлен ее важностью и актуальностью для внутренней и внешней политики страны, для современной социокультурной ситуации в мире, личным исследовательским и житейским  интересом к ней автора реферата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Семья как  важнейший социальный институт.

     Социальный  институт - это совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

     Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

     ▪ возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

     ▪ появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;

     ▪ принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

     ▪ создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

     Социальными институтами являются: государство, политические партии, армия, суд, семья, религия, экономика, медицина, образование, наука, средства массовой информации и др.
     Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Семья является «ячейкой общества», поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем.
     «Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе  и родственных связях (муж и  жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства  и взаимной моральной ответственности» (А.Г.Харчев).

     Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

     Таким образом, семью следует рассматривать как важнейший социальный институт, выполняющий определенные социальные функции. 

     2. Функции семьи.

     Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я.). Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

     Можно выделить следующие функции семьи:

      Основная, первая функция семьи, репродуктивная выполняет две важнейшие задачи:

     1) общественную - биологическое воспроизводство населения;

     2) индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

     ● В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

     первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

     второй  - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни;

     третий  - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

      Экономическая функция обеспечивает прочные экономические связи между членами семьи. Она  заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи - в пище, одежде, крове и т. д., в экономическом поддержании несовершеннолетних, престарелых и нетрудоспособных ее членов.

      Хозяйственно-бытовая функция заключается в поддержании физического состояния семьи, в уходе за детьми и престарелыми членами семьи.

     ● Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

      Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. 

     ● Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:

     ◦ посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством;

     ◦ влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия;

     ◦ организация внутрисемейного объединения.

      Досуговая функция обеспечивает организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

      Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональной стабилизации индивидов и психологической терапии.

      Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

     Нормально функционирующая семья – это  семья, которая ответственно и дифференцированно  выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность  в росте и изменениях как семьи  в целом, так и каждого ее члена.

     С течением времени происходят изменения  в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с  новыми социальными условиями. Качественно  изменилась функция первичного социального  контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. 
 

     3. Типы семьи и ее организации.

     Одним из самых  отличительных  и  самых  удивительных  свойств  семьи является  гибкость  и  динамичность  форм  ее   структурной   организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к  особенностям  «всех времен и народов», семья создала огромное  многообразие  типов  семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости,  но  сохраняя  при этом  неизменной  свою  сущность  как  социального  института,   социальной общности и малой группы.

Информация о работе Семья как социальный институт